Советы логопеда: Развитие лексического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Шпакова Наталья Юрьевна

Взаимодействие с родителями. Буклет: Советы логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_sovety_roditelyam_o_leksicheskom_slovare.docx115.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка: это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, посещение детского театра и т.д.

По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.

Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:

1. Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность

предмета;

2. Объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);

3. Подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);

4. Подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;

5. Подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;

6. Называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;

7. Образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного

существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;

8. Различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);

9. Глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;

10. Употребление глаголов с разными приставками: полить – налить – вылить – перелить;

11. Нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;

12. При чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;

13. При чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д.

К чему приводит нарушение лексики?!

  • Ограничивается объем понимания речи.
  • Неудовлетворительное развитие связной речи.
  • Недостаточно развивается словесно-логическое мышление.
  • Трудности в освоении чтения.
  • Трудности в пересказывании.
  • Трудности при усвоении правил русского языка (на письме). Например, при изучении написания безударной гласной, ребенку трудно подобрать проверочное (однокоренное) слово.

Игры, способствующие увеличению словарного запаса:

  • Лото
  • Назови овощи (фрукты, посуду, любое обобщение) в том же порядке, как я покажу (скажу) – это развивает речеслуховую память. Назови первое (последнее) слово.
  • Посмотри внимательно, запомни, назови.

Игры на закрепление обобщающих слов:

  • Игры типа “Я знаю пять овощей”, назови на каждый пальчик овощ (фрукт, птицу и т.п.). Назвать быстро, четко.
  • Продолжи цепочку (называй быстро, чтобы цепочка не оборвалась)

Помидор, картофель, огурец …

       Или    Снегирь, воробей, синица …

       Или    Стул, кровать, кресло …

  • Игры с мячом: поймай только фрукты…

            поймай только овощи…

            поймай только зеленые овощи…

            поймай только круглые овощи. и т.п. (сладкие, кислые…)

  • Закрепление частей целого

Хлопни в ладоши, когда услышишь части дома (окно, дорога, дверь, труба, дерево, балкон)

Помоги дорисовать (дерево, стул, человека).

  • Объяснение значения слов.

(объясни Незнайки, что такое огурец? Это мебель?)

Объясняем по плану: обобщающее слово → части → функциональные назначения.

Огурец – это овощ, зеленого цвета, овальный, с пупырышками. Его едят.

  • Сравнение слов  

а) чем отличаются?

     б) чем похожи?  

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.

Развитие лексического словаря у детей старшего дошкольного возраста.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/02/kak-nauchit-rebenka-chitat-ili-literatura-kak-bronepoezd-duxa-5-.jpg

Советы родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию лексического запаса.Систематизация практического материала для организации речевых игр, эмоциональной лексики у дошкольников....

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...