Обучение грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Владимировна Полушина

Закрепить умение детей определять место звука в слове, количество слогов в слове и проводить звуковой анализ слова; учить детей ориентироваться по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте  в  подготовительной группе  «Поиски клада грамотеев»

  Цель: закрепление умений детей проводить звуковой и слоговой анализ слова.

Задачи:

         1. Образовательные:  

- закрепить умение детей определять место звука в слове, количество слогов в слове и проводить звуковой анализ слова; - учить детей ориентироваться по карте.

  1. Развивающие:

-развивать         у         детей         мышление,         внимание,         память,         речь         и фонематическое восприятие.

  1. Воспитательные:

-воспитывать культуру общения, дружелюбие, аккуратность при работе с карточками.

Ход занятия:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла  вот эту  карту. Кто умеет читать, пожалуйста, прочитайте, что на ней написано? («Карта клада грамотеев».) Как вы думаете, что такое клад грамотеев? ( дети высказывают свое мнение)   Ребята, а вы хотели бы его найти? (Да). Тогда мы сегодня с вами отправляемся на поиски клада грамотеев.  

          Давайте внимательно рассмотрим  карту  и определим,  в каком направлении нам следует идти. ( Дети «читают карту» - сделать  4 шага вдоль длинной стены, и найти  тетрадь, в которой спрятан конверт с первым заданием).

(Дети достают  из конверта предметные картинки и текст с заданием. Педагог зачитывает задание. Каждый ребенок выбирает  себе картинку.)

  1. задание «Подберите схему к  картинке»

 Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Что у вас изображено? (спросить каждого ребенка). В каждом слове есть звук С. Подумайте, где он стоит - в начале слова, в середине или в конце и положите карточку в соответствии со схемой. (Дети выполняют задание. Схемы находятся на магнитной доске.)

Вы замечательно   справились с первым заданием, но карта показывает, что надо двигаться дальше.  ( Дети снова «читают» карту - от  места, где лежала тетрадь нужно сделать   5 шагов прямо вдоль длинной стены и найти альбом для рисования, в котором лежит конверт со вторым заданием и демонстрационные предметные карточки).

  1. задание «Покажи цифрой сколько в слове слогов»

Сейчас, ребята, вам нужно посчитать сколько слогов в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой. (Дети подходят к столу, на котором лежат тарелочки с набором цифр на каждого ребенка. Педагог показывает демонстрационную предметную карточку, дети определяют количество слогов в слове).

        Задание         выполнили         прекрасно,         продолжаем         путь.

(Дети снова «читают» карту – от места, где нашли альбом нужно повернуться направо и сделать 4 шага вдоль узкой стены в сторону окна и найти портфель, в котором лежит конверт с заданием и мяч)

  1. задание «Верни мягкий звук»  

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я произнесу твердый звук,  а тот, кому брошу мяч, должен произнести  этот звук мягко.

 Мяч лови и мне бросай,

Мягкий звук мне называй.

Прекрасно, а сейчас давайте наберемся бодрости, чтобы продолжить путь.

ФизкультминуткаМы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки к верху все подняли.

Давайте посмотрим на карте, куда нам сейчас следует идти.

(Дети «читают» карту - от места, где нашли портфель надо  повернуть направо и сделать 10 шагов, найти школьный пенал. В пенале записка с заданием).

4 задание «Составьте  схему слова»

Это задание, ребята, очень сложное, поэтому  к нему надо отнестись очень серьезно – шепотом проговаривать все звуки в слове, не мешая своим  друзьям. Будьте внимательны, так как от вас зависит, сможем мы идти дальше искать клад или нет.

Но сначала давайте вместе вспомним, какими бывают звуки. (ответы детей). Гласными и мы их обозначаем красным цветом. Согласными, их мы обозначаем синим цветом. (Дети работают с индивидуальными карточками за столами).

 Молодцы все с заданием справились. Давайте посмотрим на карту. Куда  сейчас нам следует идти. (Дети «читают» карту - нужно повернуться налево и сделать 4 шага,  и там найти клад).

 Посмотрите, ребята, клад грамотеев - это книга.(Книжка-игрушка, с набором букв для составления слов). Грамотеи - это умные люди, которые очень многое узнают из книг.   С  помощью этой книги  вы научитесь читать и  станете  грамотеями.

Ребята, скажите,  в каких заданиях у вас были затруднения? С какими  вы справились легко? А сейчас кому было интересно искать клад, положите вот в эту книгу (книга-шкатулка) красные буквы, а кому было скучно – синие буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...