Правильное и своевременное формирование речи у детей с речевыми нарушениями.
статья по логопедии

Агапова Ольга Владимировна

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребёнка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Правильное и своевременное формирование речи у детей с речевыми нарушениями.

Речь – сложная психическая функция. Не являясь врождённой способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребёнка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребёнка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребёнку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.

Ребёнка необходимо побуждать к речи. Создавайте ситуации, в которых ребёнок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи (бибабо). Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слёз: они тоже могут быть фактором в стремлении ребёнка к высказыванию или выражению своих мыслей.  Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только его пожалеть, но и дать ему возможность рассказать, что случилось.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребёнок, даже имеющий серьёзные проблемы в развитии, индивидуален.

Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребёнка. Если вы не видите у вашего малыша желание говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребёнка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание.

Наиболее часто родителей волнует вопрос звукопроизношения ребёнка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука, осуществляя контроль.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребёнку ваши и его действия, одевая ребёнка на прогулку, купая его, играя с ним. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия.

При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Всё это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а так же приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребёнка проводником в бесценный мир понимания и общения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

«Правильное и своевременное формирование речи у детей с речевыми недостатками»

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и...

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай

Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....

Статья "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"

Статья посвящена анализу проблем нарушения речи детей при подготовки ихк школьному обучению. Актуальным в этой связи становится процесс формирования произ-вольного внимания, так как внимание является ...

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....