Логосказки в работе с детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии

Абужарова Валентина Вячеславовна
Эмоциональный дискомфорт ребенка отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему педагогу важно обеспечивать на занятии положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти ребенка полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazki_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказки в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Логопедическая  сказка  является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Артикуляционные сказки

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

  •  Биоэнергопластика ;
  • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
  • Использование дидактической куклы Кваки;
  • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
  • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;
  • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

 Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Для постановки сказок я используб разные виды театров, многие из которых изготавливаю своими руками. Перед вами некоторые из них.

Театр би-ба-бо

Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Перчаточный театр очень нравится детям. Это настоящее чудо, когда простая перчатка превращается в героя сказки.

Пальчиковый театр Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Прищепочный театр

Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

Театр на ковролине

Иллюстративное рассказывание с использованием ковролина дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Персонажи на липучках способствуют развитию мелкой моторики.

Театр топотушки

Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.

Вязаный театр

Вязаные персонажи очень нравятся детям. Могут быть плоскими, объёмными, одеваться на пальцы. Используются для фонетических и пальчиковых сказок.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР».

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются реч...

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Логосказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи ребенка с ОНР....

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Для успешной и плодотворной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка....

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...

«Логосказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, ...

XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...