Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с ОНР.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кравченко Светлана Ивановна

Логосказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи ребенка с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с ОНР.

По данным Всероссийской диспансеризации только 10-14 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. В ДОУ наблюдается рост числа детей с ОНР. У этих детей сохранен слух и интеллект, но  нарушены: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словарный запас, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, фактически отсутствует связная речь, не развит процесс звукобуквенного анализа и синтеза. Именно эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. Если вовремя не устранить нарушения всех компонентов речи, то у детей возникнут трудности не только в общении с окружающими, но и затруднит обучение в школе, т. к. правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.                                                                                            Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для развития речи. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. И я нашла для своих воспитанников такое средство. Это логопедическая сказка. Актуальность: Логопедическая  сказка  является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Посредством логопедической сказки я  решаю многие коррекционные задачи.

Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память. Опираясь на методические разработки таких авторов как Нищева Н. В., Тырышкина О. В., Ткаченко Т. А. и др. мною была составлен сборник конспектов занятий по мотивам логопедических сказок «В гостях у сказки», которые помогают поддерживать речевую активность и стойкий положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятиях.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Подробнее остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.

Артикуляционные сказки

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

  •  Биоэнергопластика ;
  • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
  • Использование дидактической куклы Кваки;
  • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
  • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;
  • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

 Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Для постановки сказок я использую разные виды театров, многие из которых изготавливаю своими руками. Перед вами некоторые из них.

Театр би-ба-бо

Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Перчаточный театр очень нравится детям. Это настоящее чудо, когда простая перчатка превращается в героя сказки.

Пальчиковый театрКуклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Прищепочный театр

Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

Театр на ковролине

Иллюстративное рассказывание с использованием ковролина дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Персонажи на липучках способствуют развитию мелкой моторики.

Театр топотушки

Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.

Вязаный театр

Вязаные персонажи очень нравятся детям. Могут быть плоскими, объёмными, одеваться на пальцы. Используются для фонетических и пальчиковых сказок.

Использование логопедических сказок в коррекции речиу детей дошкольного возраста имеет достаточно высокие результаты. Мной был проведён мониторинг речевого развития дошкольников, посещающих логопедическую группу . Уровень развития  речи  у детей увеличился до 80%.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР».

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются реч...

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Для успешной и плодотворной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка....

«Логосказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, ...

Публичное выступление: Использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда

Публичное выступление: Использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда....

«Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Одним из видов инноваций в педагогической деятельности являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и рез...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»...