Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»
статья по логопедии (старшая группа)

Задыхина Марина Николаевна

Мастер-класс для учителей-логопедов

 

«Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей-логопедов

«Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Слайд 1

Цель: Поделиться опытом работы с «логосказкой» для использования в логопедической коррекционной работе.

Задачи:

Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность – работу со сказкой.

Ход : (теоретическая часть)

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Настроение есть? …. (Есть)

Улыбки всегда? (Да)

Тогда мастер – класс начинать нам пора!

(музыка «В гостях у сказки»)

 

Слайд 2. Актуальность темы

В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются - ЛОГОСКАЗКИ.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

 

Слайд 3. Целью использования логосказок является:

Коррекция и развитие речи дошкольников через использование логосказок.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Слайд 4.

Приёмы сказкотерапии – логосказки являются одними из оптимальных приёмов при работе с детьми с нарушениями речи.

Слайд 5. Предметно – развивающая среда

Для проведения коррекционно – развивающей работы по логосказкам необходима соответствующая предметно – развивающая среда. Сюда входят различные виды театров (настольный, Би–ба-бо, пальчиковый, теневой и другие, ширмы, костюмы, шапочки – маски, наборы дисков для прослушивания сказок; картотеки по логосказкам …

Слайд 6. Виды логосказок:

Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

Пальчиковые (развивают мелкую моторику)

Лексико – грамматические (обогощают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий)

Сказки по развитию связной речи (развивают монологическую речь)

Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами)

Слайд 7. Артикуляционные сказки

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Игровым персонажем,который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является: лягушонок - Кваки,Грибок-Добрячок, попугай –Кеша… Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этими замечательными игрушками.

Слайд 8. Артикуляционная сказка «Лиса и колобок»

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево). Навстречу ей колобок (надули щеки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой).

Колобок сел лисе на язычок,а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).

Слайд 9. Пальчиковые сказки

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- развивают мелкую моторику;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Слайд 10. Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Бежит Зайка – Побегайка по полю.Подбежал к рукавичке и спрашивает:

- Кто в рукавичке живёт? (проигрываем с детьми сказку пальчиками, изображая героев сказки)

Слайд 11. Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый или дифференцируемые звуки.

Чтобы получить устойчивый результат в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Слайд 12. Фонетические сказки

 «Зимняя сказка» (С,З,Ш)

Сказка «Колобок» (звуки Л- Ль)

Слайд 13. Лексико – грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки авторов: Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т., А. Шуйской несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Слайд 14. Лексико – грамматическая сказка «Чудесный ручеёк»

«Чудесный ручеёк» (словообразование) (Т. Шуйская)

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику —заволновались там волнушки:

— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!

Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.

Слайд 15. Сказки по развитию связной речи.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в речи.

Слайд 16. Сказки по обучению грамоте

- Формируют и дифференцируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- развивают фонематический слух;

- закрепляют зрительные образы букв;

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей «Сказочного города букв».

Слайд 17. Играем в сказки

Разыгрываем с детьми сказки.

Пальчиковый театр «Теремок»;театр би-ба-бо «Колобок».

А педагоги воспитывают артистические качества, раскрывают творческий потенциал детей, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя; развивают память, внимание, воображение; совершенствуют речевое общение детей в игровой деятельности.

Слайд 18. Сказка «Теремок букв»

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.

-Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отвечает букве А. Зашла она в теремок и стала жить.

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.

- Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремочка появляется буква А.

(Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы).

Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

Слайд 19.

Выводы:

-Использование в практике работы с «логосказками» способствует успешному овладению грамотной и связной речью;

- Правильному употреблению лексико – грамматические категорий;

- У детей значительно улучшается звукопроизношение;

- Появляется мотивация к занятиям;

В процессе работы формируется дружеское взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 20. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Мастер-класс: «Использование доброжелательных технологий в профилактической и коррекционной работе с воспитанниками, находящимися в кризисной ситуации»

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей....

Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".

Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...