Публичное выступление: Использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда
консультация по логопедии

Хурматова Елена Васильевна

Публичное выступление: Использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области

Тема публичного выступления: использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда

                                                                              учитель-логопед

                                                                               Хурматова Е.В.

2024 год

 (слайд 1 титульный лист)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: использование логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.

Одним из основных направлений коррекционной работы является развитие речи, овладение техникой речи.

Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные).   

Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом;  нетрадиционные (альтернативные) средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций, и применяются в комплексе с другими мероприятиями.      

Одним из эффективных нетрадиционных приемов считаю логосказки.

По мнению Джанни Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
         Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
          (слайд 2) Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
         Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Логосказки могут представлять собой:

-  целое занятие,

- часть занятия,

-  дидактическую игру.

В сказках можно использовать общеизвестные сюжеты, можно сказку придумывать самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Так дети будут не просто созерцать, но и участвовать в происходящем. Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
       Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
       Вся работа с использованием логосказок опирается на общие
дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
       Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать
коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
     (слайд 3) Существуют несколько видов логосказок:


1.
Артикуляционные  - они развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику.

      Эти сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Например, сказки о Язычке. Все упражнения сказки выполняются перед зеркалом. Или можно детям предложить сказочного персонажа, который не только создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, но и предлагает выполнить артикуляционные упражнения.


2.
Пальчиковые  -  развивают мелкую моторику, графические навыки.

Эти сказки стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей,  совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью, повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Ведь педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.


3.
Фонетические логосказки - уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки.

А эти сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
      У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

4.
Лексико-грамматические логосказки -  обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий.

Такие сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В них используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

5.
Сказки, способствующие формированию связной речи.

С такими сказками существует несколько видов работ:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

6.
Сказки по обучению грамоте - знакомят со звуками и буквами.

- знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

В своей работе с детьми я использую все виды логосказок. С родителями был проведён семинар-практикум на тему «Логосказки  для детей», с педагогами ДОУ мастер-класс на тему «Логосказки».

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое коррекционное  воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Спасибо за внимание!

(слайд 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

"Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Целесообразность использования ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения сов...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...