Методические разработки
методическая разработка по логопедии

Терехова Евгения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Семинар–практикум для родителей ДОУ «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Автор: Терехова Евгения Евгеньевна

Организация: МКДОУ детский сад «Умка» п. Товарково

Населенный пункт: Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково

 

Согласно Указу Президента РФ от 01.06. 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», закону РФ «Об образовании» (от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ) – ст. 5, ст. 34, ст. 79., приказу МО РФ от 09. 11. 2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в нашем дошкольном учреждении предоставляется коррекционно – развивающая помощь обучающимся с ОВЗ, детям – инвалидам, детям, испытывающим трудности в освоении ООП.

Участниками коррекционно – образовательного процесса являются: ребенок, педагоги, родители. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе специалиста и родителей. Организуя работу семьёй ребенка, понимаешь, что это является одной из трудных задач. Нередко мы испытываем трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Порой, родители не осознают значимость возникшей проблемы, занятость на работе, нежелание вникать в коррекционный процесс приводят к потере взаимосвязи между родителями и педагогом. Для привлечения родителей к совместной коррекционной работе с ребенком я использовала как традиционные, так и современные формы работы с родителями ДОУ.

Предлагаю вашему вниманию семинар – практикум для родителей ДОУ «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», в ходе которого раскрываются значимость и средства развития мелкой моторики посредством использования игр и упражнений в домашних условиях.

Цель: повышение родительской компетентности в сфере развития мелкой моторики, как одного из средств развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить со средствами развития мелкой моторики у дошкольников;
  • продемонстрировать игры, упражнения, которые можно использовать без лишних затрат в домашних условиях;
  • представить вниманию родителей пособия по развитию мелкой моторики;
  • удовлетворить потребность родителей в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей;
  • развивать доброжелательные отношения между семьями.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация с фотографиями детей ДОУ, упражняющихся в развитии мелкой моторики; книги по развитию мелкой моторики; различные крупы; плоды каштана; еловые шишки; карандаши; бумага в клетку; пряжа; ленты; решётки; одноразовые бумажные тарелки; дыроколы; фломастеры; ножницы; прищепки; предметные, сюжетные картинки, мелкие игрушки; удочка; буклеты.

I. Вводная часть

Логопед. Добрый вечер, уважаемые родители! На сегодняшней встрече мы поговорим о развитии речи ребёнка посредством развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика – это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук.

Исследования Мариониллы Максимовны Кольцовой, доктора медицинских наук, профессора, указывают на то, что речевые зоны головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Кроме этого развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие координированной работы обеих рук, умения действовать по словесной инструкции, улучшаются кинестетические ощущения. Ребёнок совершенствует умение напрягать и расслаблять мышцы кистей и пальцев рук.

По исследованиям доктора педагогических наук, профессора МПГУ, г. Москвы Архиповой Е. Ф особенностей развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации, ребенок в период с 1года до 2 лет ребёнок может чертить каракули, держать два предмета в одной руке, переворачивать страницы книги.

В период с 2 до 3 лет могут открывать закручивающиеся крышки, нанизывают бусы, включать музыкальные игрушки, рисовать черточки, воспроизводить простые формы.

В период с 3 до 4 лет может правильно держать карандаш тремя пальцами, обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы. Ребенку доступно складывание листа бумаги более чем в два раза. Ребенок может схватить катящийся к нему мяч.

В период с 4 до 5 лет ребенок может определять предметы на ощупь в мешочке, четко держит карандаш пальцами, режет ножницами полоски, застегивает и расстегивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, завязывает шарф.

В период с 5 до 6 лет может легко воспроизводить геометрические фигуры по образцу, аккуратно вырезает картинки.

В возрасте 6 – 7 лет, организуя различные виды деятельности, можно сформировать графомоторные навыки и подготовить руку к письму.

II. Основная часть

На протяжении всего семинара учитель – логопед демонстрирует слайды с фотографиями детей, выполняющих игровые упражнения на развитие мелкой моторики (фото 1)

Рассмотрим средства развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры

Этапы разучивания игр

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого. Взрослый произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

 

Игра «Малыш в лодочке»

Логопед задает вопрос и кидает мяч одному из родителей. Участник дает ответ и возвращает мяч. Таким образом, мы активизируем наших родителей.

Логопед. Посмотрите на картинку и скажите, где сидит малыш? Что он держит? Из чего сделана лодка? Какого она цвета? Она большая или маленькая? Какого цвета флажок? Какой он формы? А какой величины? Во что одет малыш? Кому он машет?

Логопед. Посмотрите на мои движения и послушайте текст

Ветер по морю гуляет, (несогласованные движения пальцами)

Чью – то лодку подгоняет, («лодка»)

В лодке мальчик – малышок, («лодка» с одним пассажиром)

А в руке его - флажок. («флажок»)

Логопед. Повторите движения и слова вместе со мной.

Логопед. Посмотрите, у кого на спинках стульев наклеен рисунок руки? Выходите, пожалуйста, и попробуйте самостоятельно повторить упражнение.

Логопед. Вместе с ребёнком слепите человечка из пластилина, сделайте кораблик из бумаги и отправьте пассажира в плаванье в ванной комнате. Попросите ребенка показать это упражнение родным и близким. Тем самым вызывая у ребенка желание, разучивать новые пальчиковые игры.

Игры с природным материалом

Логопед. Природный материал не требует финансовых затрат и всегда доступен. Возьмите еловую шишку и повторяйте за мной (фото 2)

Рыженькая белочка,

Прыгает по веточке.

Шишки собирает,

В лапках их катает.

 

Логопед. Осенью детям доставляет большое удовольствие собирать каштаны. Сделайте пальчиковый бассейн, поиграйте в игру «Найди меня».

У кого на спинке стула рисунок утки - найдет игрушку в бассейне из каштана.

Кто каштан весь разберет,

Тот игрушки там найдет.

У кого грибок – в бассейне из фасоли.

Участник, у которого к спинке стула приклеена картинка гороха, достает и называет все предметы игра «Что спрятано»

В бассейн с крупой мы руки опускали

И много интересного там отыскали.

Логопед. Детям можно предложить наполнить пустую коробочку найденными игрушками. Как только коробочка будет полная, вы получите приз.

Самомассаж с помощью карандаша (фото 3)

Логопед. Кто желает порыбачить, выходите в центр зала. Задача поймать рыбку и посмотреть, что на ней нарисовано.

Участник. Вертолет

Логопед. Возьмите карандаши. Попробуйте придумать упражнение «Вертолет».

Таким образом, демонстрируются упражнения «Утюжок», «Добывание огня», «Эстафета», «Горка», «Подъемный кран», «Волчек», «Качалочка».

Рисунки на муке, узоры из манки

Логопед. Ребенок пришел на кухню и хочет помочь приготовить ужин? Рассыпьте муку на столе и предложите создать рисунок пальчиком. Закончилась мука? Возьмите в кулак манку и тоненькой струйкой высыпайте на стол, создавая рисунки. Такие занятия успокаивают нервную систему, помогают ребенку расслабиться.

Проводится конкурс рисунков среди родителей с использованием манки и муки.

Веселый коврик

Логопед. Всем знакома решетка в раковину. Привязав разноцветные ленточки к решетке, мы можем попросить ребенка сделать веселый коврик. Проведем с вами конкурс. Кто первый сделает коврик, тот забирает его домой для дальнейших упражнений с ребенком.

Графический диктант

Логопед. Для подготовки руки к письму подойдут такие виды упражнений, как: обведение трафаретов, раскрашивание картинок, рисование штриховок, графические диктанты. При раскрашивании, следите, чтобы ребенок не выходил за контуры рисунка. Контролируйте нажим карандаша на бумагу.

 

С родителями проводится графический диктант.

Отступить 2 клетки вправо и поставить точку. Начинаем рисовать: 3 клетки вправо; 1клетка вниз; 3 клетки вправо; 5 клеток вниз; 1 клетка влево: 2 клетки вверх; 2 клетки влево; 2 клетки вниз; 1 клетка влево; 4 клетки вверх; 1 клетка влево; 2 клетки вниз; 1 клетка влево; 1 клетка вниз; 1 клетка влево; 2 клетки вверх; 1 клетка вправо; 3 клетки вверх.

Мастер – класс

Логопед. На ваших столах находятся бумажные тарелки, прищепки, пряжа, ленты, дырокол, фломастеры, ножницы. Сейчас, мы с вами сделаем старичка Лесовичка. По такому принципу вы можете совместно с ребенком создавать и других выдуманных героев. В дальнейшем, созданные игрушки используйте в домашнем кукольном театре. Такие занятия с ребенком способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию воображения, творческих способностей, связной речи (фото 4)

Логопед. Для вас, уважаемые родители, я подобрала ряд пособий по развитию мелкой моторики у дошкольников. Желающие могут подойти и ознакомиться с литературой.

III. Заключительная часть

Логопед. Наш семинар подошел к концу. Давайте вспомним слова советского ученого И. П. Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Спасибо всем за внимание!

 

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Сфера, 2017.
  2. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики с 4 до 7 лет. СПб., 2017.
  3. Ткаченко Т. А. С пальчиками играем, речь развиваем (3 – 5 лет). – Екатеринбург, 2018г.

Приложения:

  1. file1.docx.. 724,5 КБ
  2. file0.docx.. 31,1 КБ



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение д/с «Умка» п. Товарково

Методическая разработка

Тема разработки: дифференциация звуков [с], [ш] в слогах.

Форма проведения дела: индивидуальное занятие

Адресат: дети 5 – 6 лет

Автор: Терехова Евгения Евгеньевна

Должность: учитель – логопед

п. Товарково

2019

Категория участников: дeти 5 – 6 лет с фонетико – фoнематическим недоразвитием речи

Актуaльность

     В процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда после проведенной коррекционной работы по постановке звука и автоматизации его в связной речи, ребенок продолжает смешивать поставленный звук со звуками сходными по артикуляционным и акустическим признакам. В таких случаях необходимо провести работу по дифференциации тех звуков, которые путает ребенок на слух и в произношении.

Цель: дифферeнциация звукoв [с], [ш] изолирoванно, в слoгах

Зaдачи:

- Коррекционно – образoвательные:

- учить диффeренцировать звуки [с], [ш] изoлированно, в слoгах;

- учить давать акустико – aртикуляционную харaктеристику звуков [с], [ш] и рaзличать их.

Кoррекционно – развивaющие:

- уточнять правильную артикуляцию звуков [с], [ш];

- развивaть фонeматический cлух и вoсприятие;

- развивaть  просoдическую стoрону рeчи;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивaть слухoвое внимaние, память.

Коррекционно – воспитатeльные:

- мoтивировать рeбенка к зaнятиям;

-формирoвать нaвыки самoкoнтроля, умeние перeключаться с одного вида деятельнoсти на другой.

Обoрудование: театральные куклы: собака, мышка; звуковая схема; бассeйн с фасoлью;  мелкие игрушки, название которых содержит звук [с] или звук [ш]; пособие «Веселая гусеница»; балансировочная доска;  коврик – пазл ортопедический; звуковая лесенка

Содержание разработки

I Вводная часть

   Логопед. Отгадай загадки

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я …

     Ребенок. Собака.

     Логопед. 

Зерна в норку собирает.

От котов злых убегает.

Всех пугается малышка,

Это маленькая …    

     Ребенок. Мышка.                          

Перед ребенком ставится собака Сава и мышка Шушу.

     Логопед. С каких звуков начинаются названия этих предметов.

     Ребенок. Собака со звука [с], шапка со звука [ш]

     Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с], [ш]

 II Основная часть

1. Характеристика звуков

     Логопед. Посмотри на звуковую схему и скажи звук [с] какой?

     Ребенок. Согласный (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов), твердый, глухой (прикладывает к шее в области гортани руку и не ощущает вибрацию голосовых складок). Обозначаем синей фишкой.

     Логопед. Звук [ш] какой?

     Ребенок. Согласный (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов), твердый, глухой (прикладывает к шее в области гортани руку и не ощущает вибрацию голосовых складок). Обозначаем синей фишкой.

     Логопед. Правильно, оба звука согласные, твердые, глухие.

2. Артикуляционные профили звуков [с], [ш]

     Логопед. Произнеси звук [с]. Скажи, что делают губы, зубы, язык, когда мы  произносим этот звук. Какая воздушная струя.

     Ребенок. Губы растянуты в «Улыбку», зубы сближены, язык за нижними зубами, воздушная струя – холодная.

     Логопед. Произнеси звук [ш]. Скажи, что делают губы, зубы, язык, когда мы  произносим этот звук.

     Ребенок. Губы округлены, зубы сближены, язык поднимается к верхним зубам, но не дотрагивается до них; воздушная струя – теплая.

3. Игра «Сломанный телевизор»

1 вариант:

     Логопед. Если мои губы растянуты в улыбку, ты произнесешь какой звук?

     Ребенок. [с]

Если мои губы округлены, ты произнесешь какой звук?

     Ребенок. [ш]

 Логопед многократно, вразнобой меняет артикуляционную позу

2 вариант:

     Логопед. Моя рука – это язык. Если рука опущена вниз, ты произносишь звук……[с]. Если рука поднята вверх, ты произносишь звук ….. [ш].

     Логопед многократно, вразнобой меняет ручную позу.

4. Игра с руками с-ш

Стоя на балансировочной доске, ребенок изображает летящего комара – руки в стороны или летящего – кисти рук перекрещены, изображают взмах

     Логопед. Если услышишь звук [с] – покажи комара, если услышишь звук [ш] покажи -

5. Игра «Внимательная гусеница»

     Логопед. Если услышишь слог со звуком [ш], отдашь гусенице фишку с изображением шарика. Если услышишь слог со звуком  [с], отдашь гусенице фишку с изображением воды.

     Ши, су, со, шу, ша, са, су, сы, ше, шо, сэ, ас, аш, яш, яс, ес, еш, ус, уш, иш, ис, ос, ош, сва, шва, шву, сву, сма, шма, шмо, смо, шву, свы, швы, што, ста, шпа, сту, шту, спо, спу, шпу, сме, шме.

6. Игра «Что спрятано»

В бассейне из фасоли спрятаны мелкие игрушки, названия которых содержат звук [ш] или звук [с]

     Логопед. Найди игрушку в бассейне. Я назову игрушку. Если в названии игрушки есть звук [с] – отдашь собаке Саве, если услышишь звук [ш] – мышке Шушу

7. Игра «Повторюшка»

     Логопед. Слог со звуком [с] произнеси громко, а слог со звуком [ш]  - тихо.

Са – са – ша.            Яс – яш – яс.              Сма - сма – шма.    

Ши – сы – сы.          Еш – еш – ес.             Шву – сву – шву.

Со – шо – со.            Юс – юс – юш.          Сто – што – сто.

Шу – шу – су.           Иш – ис – иш.            Шка – шка – ска.

8. Игра «Театр»

 У логопеда мышка Шушу, у ребенка собака Сава. Персонажи по очереди выглядывают из – за ширмы и говорят свои слоги. Потом логопед и ребенок меняются куклами.

     Логопед. Мышка будет говорить слоги со звуком [ш], а Соня  подобный слог со звуком [с].

Ша       са,           яш      яс,            шво     сво,

шо       со,           иш      ис,            шна      сна,

ши      сы,           уш      ус,             шля       сля,

шу       су,           ош      ос,             шту       сту,

ше       сэ,            аш      ас,             шмы      смы.

9. Игра «Слоговая дорожка»

На полу раскладывается дорожка из четырех ортопедических пазлов. Ребенок стоит на первом пазле.

     Логопед.

  1. Послушай и повтори цепочку слогов. Пройди всю дорожку, наступая на кочки. Одна кочка – один слог.
  2. Повернись кругом. Пройди дорожку, повторяя слоги в обратном порядке.

Су – су – шу.               Ош – ос – ош.               Сму – сму – шму.

Ши – ши – сы.              Ас – ас – аш.                Шва – сва – шва.

Со – шо – со.                Иш – иш – ис.              Сто – што – сто.

Са – са – ша.               Ус – уш – ус.              Шка – шка – ска.

Ше – ше – сэ.              Ес – ес – еш.               Слы – шлы – слы.

10. Игра «Звуковая лесенка»

     Логопед.

  1. Поднимись вверх по звуковой лесенке, проговаривая на каждой ступеньке слог: ОСШ. Помни, чем выше поднимаемся, тем громче становится наш голос.
  2. Спустись по звуковой лесенке, проговаривая тот же слог. Помни, чем ниже ты спускаешься, тем тише становится твой голос.

Слоги: ашс, ушс, исш, сыш, сши, шус.

III Зaключительная часть

Логопeд. Кaкие звуки мы учились рaзличать?

Ребeнок. Звуки [с] - [ш]

Логoпед. Что тебе понрaвилось на зaнятии? Что вызвaло затруднeние?

Список использованной литературы

  1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно – методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 128 с.
  2. Юдина Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.

Сетевые ресурсы

  1. zagadochki.ru. Дата обращения 03.11.2019.

  1. Макарова Ангелина Лисичкины стихи, 2011 https://www.stihi.ru/2011/07/05/2527.  Дата обращения 03.11.2019.



Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка

1,5 – 2 лет

Словарный запас

Ребенок понимает несложный сюжет картинки. В словаре имеется 50 – 300 слов, во фразе 3 – 4 слова. Возникает описательная речь. В активной речи появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький».

Грамматический строй речи

«Физиологический аграмматизм». Ребенок, выстраивая фразу, еще не может правильно грамматически её оформить. У ребенка с нормальным развитием этот период длится недолго и преодолевается самостоятельно, без логопедического воздействия.

Слоговая структура слова

В трехсложных словах опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу).

Фразовая речь

У ребенка появляется возможность объединения слов в простое предложение. Чаще всего это комбинация существительного и глагола, но могут быть и другие варианты: «Мам, да» - мама, дай; «Да пи» - дай пить.

Звукопроизношение

Четко произносят такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяются звуком [и]. Большинство согласных не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных [г], [д], [с], [з] заменяются мягкими. Отсутствуют шипящие [ш], [ж], [ч] [щ], сонорные звуки [р], [р’], [л], [л’].

https://russianyellowpages.us/images/com_adsmanager/ads/image_173_1.jpg

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 2 – 3 лет.

Словарный запас

В словаре ребенка более 1000 слов. Ребенок понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями. Задает вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Где?», «Куда?», «Почему?». Называет некоторые существительные по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и др. Употребляет глаголы: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д. В речи появились прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус и другие качества предметов.

Грамматический строй речи

В собственной речи ребенка появляются существительные в единственном и множественном числе («дядя – дяди»), отдельные существительные с уменьшительно – ласкательным значением («ниська» - книжка).

Ребенок «постигает» звуковую вариативность слова. Отсюда огромное количество неправильно образованных слов. Это выглядит как «игра» со словом, когда ребенок стремится «нащупать» границы самого слова и его компонентов. Слово «кисточка» может звучать как «киситька», «китыська», «китицка» и т. п.

Служебные части речи

Правильно употребляет простые предлоги (в, на, под, за) и многие союзы: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слова

В самостоятельной речи употребляются одно – двух – трехсложные слова («себ» - хлеб, «мятик» - мячик, «лёка» - ложка, «моёко» - молоко, «кавака» - кроватка).

Фонематические процессы

Ребенок адекватно оценивает правильность звучания речи окружающих. Например, на вопрос «как тебя зовут?» трехлетний ребенок отвечает: «Ёма». Когда же взрослый переспрашивает: «Ёма?», ребенок сердится и настаивает: «Не Ёма, а Ёма, я ё не говорю!»

Связная речь

Ребенок пользуется простыми распространенными и сложными предложениями. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки, концовки песенок.

Звукопроизношение

Ребенок правильно произносит звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э], [м – м’], [н – н’], [п – п’], [б – б’], [к – к’], [г – г’], [т – т’], [д – д’], [в – в’], [ф – ф’], [х – х’], [с’], [з’], [л’]

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков: «дём» - дом.

Произношение более сложных звуков [р – р’], [л], [ш], [щ], [ж] ещё не сформировано, это возрастное физиологическое несовершенство артикуляционного аппарата.

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 3 – 4 лет

Словарный запас

Активный словарь 2000 слов.

  • Понимает и называет части лица и туловища;
  • понимает и называет предметы одежды, обуви, посуды, животных, птиц, игрушки  и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • обобщает, выше названные, предметы одним словом;
  • может подбирать признаки (цвет, вкус, величину) и качества к предмету (девочка добрая, грустная, веселая, нарядная, красивая, сердитая, большая и т.п.);
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (с куклой можно играть, кормить, качать, одевать, укладывать спать,  и т.п.)

Грамматический строй речи

Словоизменение

  • употребляет имена существительные в винительном падеже единственного числа без предлога (вижу лопату, вижу майку);
  • употребляет имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога (хвост кошки, сумка мамы);
  • может согласовывать прилагательные с существительными (шапка синяя, носки желтые).

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дом – домик, шар – шарик);
  • может образовывать существительные в именительном падеже множественного числа (стол – столы, дом – дома);
  • может образовывать названия детенышей животных (кошка – котенок – котята).

Логико – грамматические конструкции

  • может употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами: на, в, под, за, (кубик лежит ПОД машиной).

Слоговая структура

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить звукоподражания (поезд гудит: у – у – у);
  • способен воспринимать и воспроизводить близкие по звучанию звукоподражания: (Покажи, кто кричит «мее», а кто кричит «мяу»?), (Скажи, как кричит корова; как кричит коза);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию: (Покажи, где белка – булка).

 

Связная речь

  • Ведет диалог, пользуется развернутой фразой, строит сложные предложения;
  • ребенок может пересказать несложную сказку с опорой на картинку (например, «Репка»).

Звукопроизношение

  • Правильно произносит в речи гласные звуки, осваивает йотированные звуки (например, в словах «яма», «юбка»);
  • в речи имеются согласные: [м – м’], [н – н’], [п – п’],      [б – б’], [к – к’], [г – г’], [т – т’], [д – д’], [в – в’], [ф – ф’], [х – х’], [с’], [з’], [л’];
  • к четырем годам появляются звуки [с], [з];
  • отмечается нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

http://900igr.net/up/datai/91981/0016-016-.png

Учитель – логопед

 Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 4 – 5 лет

Словарный запас

Активный словарь 3000 слов.

  • называет части лица и туловища;
  • называет предметы одежды, обуви, посуды, животных, птиц, игрушки  и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • обобщает, выше названные предметы одним словом;
  • может подбирать признаки и качества к предмету (девочка добрая, веселая, нарядная, красивая, аккуратная и т.п.);
  • знает основные цвета;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (мяч можно бросать, ловить, пинать, отбивать и т.п.);
  • подбирает слова с противоположным значением (длинный – короткий).

Грамматический строй речи

Словоизменение

  • умеет употреблять имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа (мяч – мячи, цветок – цветы);
  • может согласовывать прилагательные с существительными (красная кофта, синий шарф);
  • умеет склонять имена существительные в косвенных падежах без предлога (у меня нет куклы, я пою песню кукле и т.д.)

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (заяц – зайчик, самолет – самолетик);
  • может образовывать названия детенышей животных (кошка – котенок – котята).

Логико – грамматические конструкции

  • может употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, из (заяц сидит НА машине).

Слоговая структура

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • может воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными по акустическим и артикуляторным признакам звуками (па – ба, ма – мя);
  • может выделять заданный звук из слова;
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию (покажи, где белка, а где булка).

Связная речь

  • ведет диалог, в ответах появляются сложноподчиненные предложения;
  • ребенок может пересказать текст.

Звукопроизношение

  • правильно произносит в речи и различает между собой уже все свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’] и [ц];
  • в этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f9db7a7e6ea70b63931e45529472e596&n=13

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 5 – 6 лет

Словарный запас

  • Называет предметы по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  •   обобщает одним словом предметы по выше обозначенным темам;
  • может называть части предметов одежды, мебели (у стула есть спинка, сиденье, ножки), автомобиля, посуды, части тела;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (лошадь скачет, петух  кукарекает, самолет летает);
  • знают основные цвета и их оттенки, формы предметов;
  • может подбирать признаки и качества к предмету (яблоко – круглое, гладкое, сочное, сладкое и т.п.);
  • может подбирать слова с противоположным значением (смелый – трусливый).

Грамматический

строй речи

Словоизменение

  • может склонять существительные:
  • множественного числа в родительном падеже (нет домов, нет карандашей, нет стульев);
  • единственного и множественного числа в дательном падеже (дам зайцу, дам зайцам);
  • единственного и множественного числа в винительном падеже (я вижу кошку, я вижу кошек);
  • единственного числа в творительном падеже (баран питается травой);
  • единственного числа в предложном падеже (Даша заботится о кошке);
  • единственного числа с использованием предлогов (на машине, под машиной)
  • может согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе (изменять прилагательные по родам): яблоко желтое, банан желтый, груша желтая;
  • может согласовывать существительные с числительными (одно окно, два окна, пять окон);
  • употребляет предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, перед, около.

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дерево – деревце, окно – окошечко);
  • может образовывать названия детенышей животных (у зайца – зайчонок – зайчата).

Слоговая

структура

слова

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными по акустическим и артикуляторным признакам звуками (па – ба - па);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию (покажи, где белка, а где булка);
  • может выделять ударный гласный звук в начале слова (Аня, уши);
  • может определить позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Связная речь

  • Ребенок имеет развернутую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами;
  • без дополнительных вопросов составляет пересказ сказки из 40 – 50 предложений;
  • может составлять рассказ по сюжетной картине.

Звукопроизношение

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f6ed5dca72963f97a0ecf6e4cd2072c5&n=13

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 6 – 7 лет

Словарный запас

  • Называет и обобщает одним словом предметы по темам: «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Домашние и дикие животные», «Семья», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии» и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • знает части тела (локоть, колено и др.) и предметов одежды, автомобиля (фары, мотор и др.), растения (корень, стебель и др.), мебели;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (врач лечит и т.д.);
  • может подбирать признаки и качества к предмету (лимон – желтый, овальный, кислый и т.п.);
  • может подбирать слова с противоположным значением (толстый – тонкий и т.д.)

Грамматический

строй речи

Словоизменение

  • может изменять существительные по числам (дерево – деревья);
  • может склонять существительные по падежам:
  • склонение существительных множественного числа в родительном падеже (нет деревьев, нет глаз и т.д.);
  • склонение существительных единственного и множественного числа в дательном падеже (написала письмо зайцу, зайцам);
  • склонение существительных единственного и множественного числа в винительном падеже (вижу барана);
  • склонение существительных единственного числа в творительном падеже (медведь питается рыбой);
  • склонение существительных единственного числа в предложном падеже (в зоопарке заботятся о волке);
  • может изменять прилагательные по родам (желтый банан, желтое яблоко, желтая сумка);
  • может согласовывать существительные с числительными (одно ухо, два уха, пять ушей);
  • употребляет предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, из, перед, около, из-за, из-под и др.

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (ухо – ушко, ведро - ведерко);
  • может образовывать названия детенышей животных (у кошки – котенок - котята);
  • может образовывать притяжательные прилагательные (хвост кошки – кошачий хвост);
  • может образовывать относительные прилагательные (дом из дерева – деревянный дом);
  • может образовывать приставочные глаголы (пришел – ушел – зашел – обошел).

Слоговая

структура

слова

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности (ша – са – ша);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию, и правильно их произносить (жук – лук, усы - уши);
  • может выделять ударный гласный звук в начале слова (Аня, утка);
  • может определять первый согласный звук в словах (мак, стол, кошка);
  • может определить последний звук в словах (дом, муха);
  • может определить последовательность звуков в словах;
  • может определить количество звуков в словах;
  • может составить слова из последовательно предъявляемых звуков.

Связная речь

Составляет рассказ по сюжетной картине, по серии картин, используя сложные синтаксические конструкции. Последовательно и в полном объеме воспроизводит предъявленный текст.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи полностью сформирована.

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.



Предварительный просмотр:

Логообразующая среда для родителей. Мастер – класс для педагогов.

    Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) одной из задач является (п. 1.6.) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Организуя работу учителя – логопеда с семьёй ребенка, понимаешь, что это является одной из трудных задач в деятельности педагога. Нередко мы испытываем трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

     Согласно статье 44 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

     Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя – логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители порой не компетентны в вопросах речевого развития детей.

     Цель:  создание логообразующей среды для родителей дошкольников,  обеспечивающей максимально благоприятные условия для  полноценного и всестороннего развития ребёнка.    

     Задачи, которые я перед собой поставила:

  • установить партнерские отношения между родителями дошкольников и педагогом;
  • повысить компетентность родителей в вопросах речевого  развития дошкольников;
  • применить различные формы взаимодействия с родителями;
  • выявить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями воспитанников;
  • взаимодействовать с широким кругом родителей, со всеми родителями детского сада;
  • решить проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Традиционные формы работы с семьей.

  • Анкетирование;

Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Это самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.

Задачи:

- собрать анамнез;

- выявить актуальные проблемы для родителей, установит обратную связь;

- выяснить уровень компетенции родителей в вопросах речевого и психологического развития детей

В результате сбора информации анкетирование позволяет организовать работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

  • беседы;

     Беседа – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Беседа возникает стихийно по инициативе родителей или педагогов. В ходе бесед с родителями педагог разъясняет их роль в комплексе коррекционно –педагогических мероприятий: помощь ребенку в выполнении заданий педагога, в оформлении индивидуальной тетради; активное участие во всех мероприятиях; наблюдение за ребенком, определение усвоения им новых знаний и умений. Тем самым, педагог подводит к сознательному включению родителей в коррекционный процесс.

  • консультации;

Консультация – это обсуждение какого – либо вопроса со специалистом, с целью передачи информации и решению связанных с ней проблем.

Задачи:

- предупреждение, диагностика проблем речевого развития дошкольников;

- повышение компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста.

 C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0410.JPG            C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0713.JPG

        

  • родительские собрания;

Родительские собрания – это совместное обсуждение родителей и педагога разных тем или решение определенных проблем.

- информирование родителей по итогам диагностической работы;

- предоставление педагогических рекомендаций (буклеты, листовки);

- пропаганда знаний по запросу родителей, воспитателе                            C:\Users\Женя\Desktop\IMG-20200108-WA0000.jpg           C:\Users\Женя\Desktop\фото собрание\20191129_182103.jpg

  • информационные стенды, папки передвижки;

Это наглядный информационный материал для родителей, носящий просветительский характер.

     Содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\20190920_085115.jpg        C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\20190920_090211.jpg

  • ведение домашних тетрадей, папок;

     Специалист  предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Педагог может оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Такая форма работы позволяет в  полной мере реализовать индивидуальный подход.

Современные формы работы.

  • Встреча родителей детей, прошедших ПМПК с учителем – логопедом;

     Задачи:

- разъяснить поставленные заключения ПМПК без привлечения внимания к конкретной семье (конфиденциальность);

- объяснить необходимость обращения к рекомендуемым врачам;

- ознакомить с приемами обучения и развития детей на занятиях у специалиста;

- разъяснить правила работы, порядок посещения детьми логопедического кабинета;

- убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях;

- познакомить с развивающими пособиями, которые могут использоваться при закреплении изученного материала в домашних условиях;

- создать  положительно эмоциональный настрой на предстоящие занятия, убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений.

C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\IMG-20190923-WA0003.jpg    C:\Users\Женя\Desktop\20190906_173326.jpg 

  • родительский клуб «Наши дети»;

Задачи:

  - познакомить родителей со спецификой работы учителя - логопеда;

 - рассказать  родителям о развивающих пособиях, те в свою очередь получают возможность опробовать их на практике;

- сблизить родителей с педагогом;

- дать  родителям возможность задать интересующие вопросы, предложить темы последующих заседаний, формы проведения таких встреч.

C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0930.JPG  C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0928.JPG

  • публикации в газете д \с «Вести от Умки»;

Задачи:

- повысить уровень родительской компетенции в вопросах речевого  развития детей.

     Темы рекомендаций учителя – логопеда: нарушение темпа и ритма речи, театр – как средство развития речи, если ребенок плохо говорит, будущие первоклассники, развитие мелкой моторики как средства развития речи, предупреждение зеркальности на письме, формирование слоговой структуры слова, игры на развитие фонематического слуха и т.д.

C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0086.JPG

  • Консультационный пункт;

     Консультационный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155, письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03 – 133 «О внедрении различных моделий обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения», на основании Приказа министерства образования и науки Калужской области «Об оказании методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных и общеобразовательных организациях» от 17.01.2014 г. № 88.

     Задачи:

- обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 до 7 лет, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

- проведение коррекционной и развивающей деятельности с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.

  • видеоролики, пересылаемые по системе WhatsApp;

     Родители получают возможность увидеть, как отрабатывать определенный навык у ребенка. Тем самым устраняются негативные эмоции от вчитывания в задания учителя - логопеда. Видя промежуточный результат в работе, формируется доверительное отношение к специалисту и гордость за своего ребенка.

  • консультирование по телефону;

     Преимущества:

- ни надо никуда идти, человек может находиться в любом месте;

- быстрое получение информации;

- внешний и внутренний  комфорт. Телефона исключает контакт “с глазу на глаз”, что даёт возможность человеку, обратившемуся к специалисту, чувствовать себя более расслабленно и быть более откровенным

  • распространение практических пособий по автоматизации и дифференциации звуков, расширению лексики, отработки грамматических категорий, развитию связной речи.
  • мастер – класс;

     Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области.

- мастер – классы  на базе детского сада;

C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0405.JPG    C:\Users\Женя\Desktop\фото работа\фото логопед 2018\DSC_0424.JPG

- выездные мастер – классы с привлечением воспитанников ДОУ

     

Анализ проделанной работы:

     На основании использования вышеперечисленных форм работы с родителями можно сделать вывод о том, что для создания наиболее эффективной логообразующей среды для родителей  является использование таких формы работы, как:

  • встреча родителей детей, прошедших ПМПК с педагогом – психологом и учителем – логопедом;
  • мастер – классы;
  • публикации с рекомендациями родителям в газете д/с, которыми также можно ознакомиться на сайте д/с;
  • видеоролики, пересылаемые по системе WhatsApp;
  • распространение практических пособий;
  • телефонная связь;
  • индивидуальные беседы;
  • родительские собрания.

     Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно - воспитательном процессе, а  не остаться сторонними наблюдателями. Такая работа позволяет установить между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения, осознать родителям своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечение максимально благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития ребёнка.    

     Данные формы взаимодействия позволяют охватить широкий круг родителей и в тоже время осуществлять индивидуальный подход к ребенку и каждой семье. Они позволили родителям включаться в деятельность детей и педагогов. Такое взаимодействие оказывает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Родители начинают знакомить педагогов с самостоятельно сделанными пособиями, делятся источниками получения информации по развитию своих детей.

     Свизующим звеном в работе учителя – логопеда с родителями является воспитатель. Предлагаю вашему вниманию кроссвод, способствующий актуализации знаний в области звуковой культуры речи и коррекции звукопроизношения у дошкольников, повышению профессионального мастерства педагогов.

     Вопросы корссворда

По горизонтали:

2.Специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей.

  1. Педагог, занимающийся обучением и воспитанием дошкольников (до 7 лет).
  2. Функция, необходимая для сосредоточения на звуке, без которой невози\можно слушать и понимать речь человека.
  1. Способность человека издавать звуки при разговоре. Логопеды работают над развитием его силы и высоты.
  1. Единица языка, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационнй законченностью.
  1. Веселая игра, предполагающая быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз.
  2. Двигательная активность организма или отдельных органов.
  3. Попытка воспроизвести, повторить что – то по возможности точно. В развитии ребенка – один из путей усвоения общественного опыта.

По вертикали:

  1. Процесс образования речевых звуков.
  1. Этот процесс в широком понимании определяется как физиологический, а в логопедии как основа звучащей речи.
  1. Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных компонентов, их составляющих.
  2. Одна из основных структурных единиц языка, которая служит для называния предметов, их качеств и характеристик, взаимодействий, а также мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением.
  1. Связное, последовательное, развернутое изложение каких – либо фактов, событий.
  2.  Набор слов и фраз, предназначенный для тренировки речевых произносительных навыков.

     Ответы. 1. Звукопроизношение. 2. Логопед. 3. Воспитатель. 4. Внимание. 5. Дыхание. 6. Голос. 7. Артикуляция. 8. Слово. 9. Предложение. 10. Рассказ. 11. Чистоговорка. 12. Скороговорка. 13. Моторика. 14. Подражание.

11

8

1

12

7

5

6

13

2

9

14

10

4

3

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...