Главные вкладки

    Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости
    консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

    Мусагалиева Татьяна Валентиновна

    Консультация для родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости

         Здравствуйте, уважаемые родители!  Меня зовут Мусагалиева Татьяна Валентиновна. Я учитель-логопед МДОУ «Детский сад №70 г.Энгельса».

          В своей работе я  часто сталкиваюсь с проблемой смягчения согласных звуков у  дошкольников и трудностями различения твёрдых и мягких согласных. Я хочу вам предложить игры для  различения согласных звуков по твердости – мягкости.

        Для этого нам понадобятся два мячика: один твердый, другой мягкий. Твердый пластмассовый  мячик можно взять из конструктора с набором фигур. Мягкий мячик можно сшить из любой ткани (шаблон детали мячика представлен в приложении).

       Дайте ребенку подержать мячики в руках, обратите его внимание на то, как мячи различаются по своим свойствам: твердый и мягкий. Так же и согласные звуки, которые мы произносим, делятся на твердые и мягкие. Цвет каждого мячика (синий у твердого и зеленый у мягкого) выбран не случайно. В школе при изучении согласных, их тоже обозначают: синим цветом – твердые согласные , зеленым – мягкие. Это является определенной профилактикой ошибок на письме  у будущих школьников.

     Произносим например :   (держу в правой руке синий  мяч, в левой – зеленый  и произношу:)

    -  [м] - [м`],   [т] - [т`],    [с] - [с`] и т.д.    (поочередно поднимаю мячи)

    Предложите малышу поиграть «Мягкий – твердый»: вы называете любой звук, ребенок поднимает соответствующий мячик.

    Далее переходим к слогам. Перед гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

    Согласный звук произносим немного утрированно, выделяем его.

    Перед гласными: [и] [я], [е], [ё], [ю] – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

    (держу в правой руке синий  мяч, в левой – зеленый и произношу)

    МА – МЯ, ТО – ТЁ, СЭ – СЕ  и т.д.

    Со слогами можно также поиграть, как и со звуками. Добавляем игру «Наоборот»: вы держите синий мяч и называете слоги с твердыми согласными, ребенок держит зеленый мячик и называет слоги с мягкими согласными. Потом меняемся мячами.

    Усложняем задачу, и переходим к словам.

    МАЛ – МЯЛ

    НОС – НЁС

    ТУК – ТЮК  

    ЛУК – ЛЮК

     РАД - РЯД   и т.д.

        Таким образом, благодаря тому, что в играх добавляется использование тактильных ощущений, ребенок намного быстрее учится различать согласные звуки по твердости – мягкости, и правильно произносить их в речи.

    Спасибо за внимание!

    Приложение 1.

    http://ejka.ru/uploads/images/6/2/4/a/79/6de913b02a.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.

    Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию  гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....

    Презентация на тему: "Дифференциация гласных-согласных звуков в начале слова"

    Презентация на тему: "Дифференциация гласных-согласных звуков в начале слова"...

    Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

    Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

    "Дифференциация согласного звука "л" и "ль"

    Занятие по обучению грамоте...

    Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"

    Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....