Главные вкладки
Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Мусагалиева Татьяна Валентиновна. Я учитель-логопед МДОУ «Детский сад №70 г.Энгельса».
В своей работе я часто сталкиваюсь с проблемой смягчения согласных звуков у дошкольников и трудностями различения твёрдых и мягких согласных. Я хочу вам предложить игры для различения согласных звуков по твердости – мягкости.
Для этого нам понадобятся два мячика: один твердый, другой мягкий. Твердый пластмассовый мячик можно взять из конструктора с набором фигур. Мягкий мячик можно сшить из любой ткани (шаблон детали мячика представлен в приложении).
Дайте ребенку подержать мячики в руках, обратите его внимание на то, как мячи различаются по своим свойствам: твердый и мягкий. Так же и согласные звуки, которые мы произносим, делятся на твердые и мягкие. Цвет каждого мячика (синий у твердого и зеленый у мягкого) выбран не случайно. В школе при изучении согласных, их тоже обозначают: синим цветом – твердые согласные , зеленым – мягкие. Это является определенной профилактикой ошибок на письме у будущих школьников.
Произносим например : (держу в правой руке синий мяч, в левой – зеленый и произношу:)
- [м] - [м`], [т] - [т`], [с] - [с`] и т.д. (поочередно поднимаю мячи)
Предложите малышу поиграть «Мягкий – твердый»: вы называете любой звук, ребенок поднимает соответствующий мячик.
Далее переходим к слогам. Перед гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Согласный звук произносим немного утрированно, выделяем его.
Перед гласными: [и] [я], [е], [ё], [ю] – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.
(держу в правой руке синий мяч, в левой – зеленый и произношу)
МА – МЯ, ТО – ТЁ, СЭ – СЕ и т.д.
Со слогами можно также поиграть, как и со звуками. Добавляем игру «Наоборот»: вы держите синий мяч и называете слоги с твердыми согласными, ребенок держит зеленый мячик и называет слоги с мягкими согласными. Потом меняемся мячами.
Усложняем задачу, и переходим к словам.
МАЛ – МЯЛ
НОС – НЁС
ТУК – ТЮК
ЛУК – ЛЮК
РАД - РЯД и т.д.
Таким образом, благодаря тому, что в играх добавляется использование тактильных ощущений, ребенок намного быстрее учится различать согласные звуки по твердости – мягкости, и правильно произносить их в речи.
Спасибо за внимание!
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....

Презентация на тему: "Дифференциация гласных-согласных звуков в начале слова"...

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...
На занятии в игровой форме учим детей различать звуки "П" и "Пь"...

Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....