Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сердюкова Елена Ивановна

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ponyatiya_o_tverdosti.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Улыбка»

Конспект логопедического занятия по теме:

«Формирование понятия о твердости – мягкости согласных звуков».

Составила:

Учитель - логопед

Сердюкова Елена Ивановна

г. Тихвин 2013 г.

Программное содержание:

Формировать понятие о твёрдости - мягкости согласных звуков.

закрепить умение определять и различать на слух твёрдые - мягкие согласные.

Упражнять в подборе слов, обозначающих признаки.

Закрепить навыки словообразования.

Упражнять детей в чтении слогов, слов.

Развивать мышление, внимание, память.

Оборудование:

Коврограф с картинками; наглядное пособие «тучки»; два гномика; дом.

На каждого ребёнка контуры елок с шариками, игровое пособие - чашки с блюдцами (со звуками), кружки для обозначения звуков.

Развивающая игра «Дин - Дон».

Наборное полотно с буквами.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, посмотрите, что у меня в руках? {пушинки)

Давайте, будем сдувать с ладошек пушинки, изобразим снегопад.

А сейчас все закройте глаза (на каждого ребёнка прикрепляют большие и маленькие снежинки)

Открывайте глаза, посмотрите что это? (ответы детей)

На кого упали маленькие снежинки пойдут играть с воспитателем, а ребята с большими снежинками подойдут ко мне и послушают.

Гладко плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает –

 Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть

Подскажи словечко.

Крыша в шапке меховой

Белый дом над головой

Двор в снегу, белы дома  

Ведь на улице... (зима) 

Зимний ветер дует, вертит.

В форточку влетел конвертик.

Дима, посмотри, что там внутри? Да, здесь письмо. Что в нём написано? (Читаю письмо детям, в котором весёлые гномики Дин и Дон приглашают ребят приехать в их весёлый домик в гости)

Сообщение темы.

Ну что, ребята, поедем в гости к гномикам? (ответы детей)

Прежде, чем отправимся в путешествие, вспомним, что мы знаем о звуках. Какие звуки бывают? (гласные и согласные)

Что вы знаете о согласных звуках? (согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

Фонематическое восприятие.

Сейчас я буду называть звуки, если это будет любимый звук Дина, вы поднимите мягкую губку, а если Дона, то твёрдый бочонок (п, ль, н, сь) Молодцы, вы правильно услышали и определили твёрдые и мягкие звуки. Теперь поиграем: я буду произносить твёрдый согласный, а вы - этот же согласный, но мягкий (л -ль, с - сь, н - нь) (игра с мячом)

Чтение и дифференциация слогов по твёрдости - мягкости.

Молодцы, можно отправляться в путешествие. Посмотрите, что вы видите в начале нашего пути? (ёлки на коврографё)

Ёлки какие? (нарядные, красивые)

Какой зимний праздник бывает с такими нарядными ёлками? (новый год)

Чтобы продолжить путь, вам тоже надо украсить свои ёлки шарами, (каждому

ребёнку раздаются ёлки с шарами). Шарики будем вешать сверху - вниз.

Сначала повесьте шарик, на котором написано мы. Читаем вместе: мы.

Ваня, какой первый звук? (м). Он твёрдый или мягкий?

Теперь повесьте шарик со слогом ми. Владик, какой первый звук? (мь) твёрдый или мягкий? (мягкий) 

(Аналогичная работа со слогами ны, ни)

Ребята, посмотрите, кто спит под ёлкой {мишка)

Какие первые два звука из этого слова убежали на вашу ёлку? (ми)

Возьмите в левую руку этот шарик.

А кто же ещё притаился у ёлки? (мышка)

А из этого слова какие первые два звука оказались на ваших ёлках? (мы) Возьмите в правую руку этот шарик.

А теперь сравните мы - звучит как? (твёрдо), а ми - (мягко)

Как вы думаете, какой звук заколдовал «м» и превратил его в мягкий?(и) Давайте ещё раз проверим его волшебную силу этого звука.

(выставляется наборное полотно с согласными и к каждой добавляется буква «и»)

Если рядом с согласной буквой стоит «и», то согласные всегда будут мягкими.

Молодцы, с заданием справились, ставим флажок и отправляемся дальше.

Вставь пропущенную букву и прочитай слово.

Что-то стало вдруг пасмурно. Как такая погода называется? (пасмурная) Стало холодно. Значит погода какая? (холодная)

Выпало много снега. Значит зима какая? (снежная)

Ребята, мы сбились с пути.

Рассердились тучки в небе, стали буками.

Растеряли все снежинки вместе с буквами,

Эти буквы на полянке, где снежок.

Отыщи их, помоги собрать слова. Дружок.

Нам нужно вставить пропущенные буквы Ы или И в слова.

(Наглядное пособие «тучки»)

Молодцы, вы правильно вставили буквы, посмотрите, тучки превратились в голубые облака и даже выглянуло солнышко. Мы поставим и здесь флажок. Солнце светит, погода хорошая, делаем остановку и выйдем на улицу и отдохнём.

Речь с движением.

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали,

И обратно побежали.

Звуковой анализ слов.

Едем дальше. А впереди что вы видите? (дом)

Кто вышел из дома? (Том)

Слова «дом» - «Том» похожи?

Выложим эти слова кружочками.

Первое слово «Том». Назовите по звукам (т, о, м)

Какой 1-й, 2-й, 3-й звук. Обозначили каждый звук соответствующим кружком.

(Аналогичная работа со словом «дом»)

Ребята, а чем же различаются эти слова?

(первыми звуками Т-Д, Д - звонкий, Т - глухой)

Верно, молодцы и здесь мы оставим флажок, потому что сделали правильно, двигаемся дальше. А что за знак впереди? (чашка). Наверно, нам нужно отдохнуть и согреться горячим чаем.

Слоговое лото.

Чтобы выпить чай, нужно чашке подобрать своё блюдце и прочитать получившееся слово (спросить у каждого ребёнка про согласные в словах, какие они: твёрдые или мягкие)

Вот чай мы выпили, около знака поставим флажок, который по счёту - какой?

(дети считают - «четвёртый»)

«Дин - Дон». Дифференциация на слух и в произношении.

Посмотрите, виден дом, нас встречают Дин и Дон (появляются два гнома). Живут гномы в одном доме и окружают их разные звуки, но не могут гномики всё время дружно играть, они часто ссорятся. Дину хочется играть с мягкими звуками, а Дону с твёрдыми. И решили они поселиться в разных комнатах, а встречаются лишь тогда, когда захочется поиграть и составлять слова, ведь в словах есть твёрдые и мягкие звуки. Дин для своей комнаты выбирает предметы, которые начинаются на мягкие звуки, а Дон выбирает предметы с первым твёрдым звуком.

Давайте рассмотрим эти предметы (распределение картинок по комнатам совместно с педагогом). Детям предложить самостоятельно разложить оставшиеся картинки.

Итог занятия.

Ребята, вам понравилось путешествие?

Но надо возвращаться в детский сад. Дорогу обратную вы знаете и сможете быстро добраться, ориентируясь на флажки.

Дин и Дон на прощание хотят поделиться с вами сокровищами. Эти сокровища необычные: они сладкие (сундучок с конфетами).

Гномы надеются, что вы ребята добрые и обязательно поделитесь с другими детьми



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.

Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Тема: Понятие «согласные звуки. Звук Т.»

Занятие по формированию фонематических процессов у детей с ТНР (ОНР) среднего возрастаТема: Понятие «согласные звуки. Звук Т.»...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...