Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- Активизировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
- Продолжать учить детей подбирать однородные определения;
- Упражняться в составлении предложений по картинно-графическому плану;
-Упражнять в употреблении относительных прилагательных;
коррекционно-развивающие:
-Развивать мелкую моторику рук во взаимосвязи с речью;
- Работать над развитием дыхания, голоса;
- работать над развитием фонематических процессов.
- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя приметы осени.
коррекционно-воспитательные:
- совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
- формировать чувства коллективизма, доброжелательное отношение к друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- Активизировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
- Продолжать учить детей подбирать однородные определения;
- Упражняться в составлении предложений по картинно-графическому плану;
-Упражнять в употреблении относительных прилагательных;
коррекционно-развивающие:
-Развивать мелкую моторику рук во взаимосвязи с речью;
- Работать над развитием дыхания, голоса;
- работать над развитием фонематических процессов.
- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя приметы осени.
коррекционно-воспитательные:
- совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
- формировать чувства коллективизма, доброжелательное отношение к друг другу.
Интеграция образовательных областей :познавательное, речевое, социально-коммуникативное
Предварительная работа:
-Проведение фронтальных, подгрупповых занятий по теме «Осень»: «Изменения в природе, признаки осени», «Осенние дары - овощи, фрукты, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Животные готовятся к зиме», «Одежда. Осенняя одежда» согласно программе Шевченко.
- Выполнение домашних работ по заданию логопеда по теме «Осень».
- Рисунки и поделки детей по теме «Осень» совместно с воспитателем группы;
-Изготовление гербария совместно с родителями;
-Заучивание стихов, загадок, осенних примет;
-Красивое и практическое оформление помещения (группы, логопедического кабинета) с использованием:
-разноцветные осенние листья (в корзине и для игры «Листопад»)
-классная магнитная доска
- Изготовление демонстрационного материала:
- разноцветные осенние листья (Игра «Листопад»);
- волшебный осенний ларец;
- картинно-графические карточки-загадки;
- предметные магнитные картинки осенней одежды с элементами разных видов ткани;
- магнитный макет куклы для одевания;
Методы и приемы:
Наглядный (демонстрация), словесный (беседа, вопросы логопеда детям, ответы детей: индивидуальные и хоровые), игровой, практический, сюрпризный момент (волшебный осенний ларец, подарки – шоколадные грибочки или мармеладные ягоды)
Материал и оборудование:
Украшение помещения (осеннее дерево, осенний букет в корзине, разноцветные лисья); разноцветные листья по количеству детей (коричневый дубовый, красный кленовый, жёлтый кленовый, жёлтый осиновый, жёлтых берёзовый, красный рябиновый); волшебный осенний ларец; магнитная доска, картинно-графические карточки-загадки (Солнце выглядывает из-за тучи; Голое дерево, под деревом опавшие листья; Улетающая стая птиц; Ёжик; Три корзины – с фруктами, овощами, грибами и ягодами; Девочка в осенней одежде); магнитный макет куклы; предметные картинки (на магнитах) одежды с элементами разных видов ткани ( кожаные перчатки, шерстяная шапка, драповое пальто, шерстяной шарф, кожаные сапоги, джинсовые брюки, платье, панама, шуба, шапка зимняя меховая), контуры зонта, подносы по количеству детей с цветными деталями зонта, фонограмма –шум дождя, раскладной большой зонт, подарки для детей – шоколадные грибочки или мармеладные ягоды..
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный. момент. Введение в тему занятия.
Логопед встречает детей на пороге кабинета (группы).
(Группа украшена разноцветными осенними листьями (лисья на дереве, на ковре, осенний букет в корзине
– Дети, посмотрите сколько красивых разноцветных листьев.
- А какой красивый осенний букет! Здесь хватит листьев на всех (Логопед раздаёт детям индивидуальные листья и предлагает их назвать)
- Посмотри, Лиза, у тебя лист с дуба. Значит он какой? (Дубовый)
Аналогично каждый ребёнок приговаривает свой лист
– Дети, внимательно посмотрите на свои листья. Они по цвету одинаковые или разные? (Разные)
- Какой у тебя по цвету лист, Миша? (Красный)
- А у тебя, Маша (Жёлтый)
- А как мы скажем по-другому, какие у нас листья? (Разноцветные)
Упражнение на дыхание «Листопад» (развитие правильного физиологического дыхания)
- Сейчас мы с листьями поиграем. Давайте сделаем так, чтобы листья «полетели»- глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот. (Дети одновременно по сигналу логопеда дуют на листья, которые держат перед собой на вытянутой руке. Логопед демонстрирует действия совместно с детьми.)
- Вот какой сильный ветер подул! Все листья упали!
- А как называется явление природы, когда листья падают и деревья становятся голыми? (Листопад)
- А сейчас мы слово «листопад» разделим на слоги (Отхлопывание в ладоши).
- Сколько раз мы хлопали в ладоши? (Три раза)
- Значит сколько слогов в слове «листопад»? (Три слога)
– Ваня, повтори это слово еще раз.
- А в какое время года бывает листопад? (Осенью)
- Правильно, дети. Сегодня на занятии мы вспомним всё, что мы узнали об осени.
- Займите свои места за столами.(Дети проходят на свои места (стулья)
– Сядьте красиво. Проверьте свою осанку. Выпрямите спину, положите руки на стол, правильно поставьте ноги.
2. Расширение словаря по теме осень.
Логопед демонстрирует детям найденный на полу в куче листьев (опавших после «листопада») волшебный осенний ларец. Ларец оформлен в осенней тематике.
- Ребята, посмотрите, что я нашла в куче листьев! Вот так сюрприз!
- Это волшебный осенний ларец с заданиями. Если вы отгадаете все задания – будет вам осенний подарок.
- А вот и первое задание (Логопед достаёт из ларца картинно-графические карточки-загадки). (Карточки поочерёдно вывешиваются на магнитную доску, для итогового составления рассказа)
- Осеннюю порой изменились не только листья, изменилось все вокруг.
Логопед демонстрирует 1-ю карточку (Солнце выглядывает из-за тучи, из тучи идёт дождь).
-Что изображено на рисунке?
- Какое небо осенью? (Хмурое, дождливое, облачное, серое, темное.)
- А какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
Логопед демонстрирует 2- ю карточку (Голое дерево, под деревом опавшие листья).
-Что изображено на рисунке?
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают ,падают, летят, осыпаются.
- Деревья без листьев становятся какими? (Деревья становятся голыми)
Логопед демонстрирует 3- ю карточку (Улетающая стая птиц).
-Что изображено на рисунке?
- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
- Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края? (Перелетные.)
- Почему птицы улетают в тёплые края? (Становятся холодно и им нечего кушать)
Логопед демонстрирует 4- ю карточку (Ёжик несёт яблоко и гриб).
- Кто изображён на рисунке?
- Что он несёт на своих иголках?
- Ёж готовится к зиме.
- А кто из животных ещё в лесу готовится к зиме? (Белочка)
- Как белочка готовится к зиме? (Белка запасает орехи и грибочки)
-Дети, а как медведь готовится к зиме? (Медведь ложится спать в берлогу на всю зиму)
Логопед демонстрирует 5- ю карточку (Три корзины – с фруктами, овощами, грибами и ягодами).
- Что изображено на рисунке?
- Люди тоже делают запасы на зиму: собирают фрукты, овощи, грибы и ягоды.
- А как одним словом можно сказать: люди собирают…. (урожай)
Логопед демонстрирует 6- ю карточку (Девочка в осенней одежде).
- Кто изображён на рисунке?
- Девочка собралась на осеннюю прогулку.
- Какую одежду надела девочка? (тёплую, осеннюю)
После того, как все карточки вывешены на доску, логопед предлагает вспомнить приметы осени с самой первой карточки- индивидуальные ответы детей.
- А сейчас, дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, что вы на ней видите. Свой ответ начните со слова «осенью…..»
- Осенью идёт дождь
- Осенью с дерева падают листья
- Осенью птицы улетают на юг
- Осенью ёжик готовится к зиме
- Осенью люди собирают урожай
- Осенью люди надевают осеннюю одежду.
- Молодцы! Как хорошо вы справились с первым заданием! А на следующем задании мы будем слушать «Звуки осени»
4. Развитие фонематического восприятия: «Отгадай звуки осени».
Используется флеш- презентация: сюжетные картинки со звуковым оформлением. Дети смотрят на экран, логопед на ноутбуке переключает слайды,
- Внимательно слушайте звуки осени и постарайтесь их запомнить (дети слушают и запоминают услышанные звуки с опорой на соответствующую картинку на экране проектора.
Логопед комментирует звуки:
Птицы улетают
Лисья шуршат под ногами
Ветер воет
Идёт дождь
- А теперь внимательно послушайте и определите, что это? (Логопед включает только фонограмму. Дети слушают и определяют звуки.)
- Если вы верно отгадаете звук, то картинка перевернётся.
- Как хорошо вы справились с этим заданием! Все звуки осени отгадали!
5. Физкультминутка. Пальчиковая игра “Осенний букет”.
-Дети, давайте немного отдохнём и соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
6. Развитие и дифференциация силы голоса. Упражнение «Ветер- ветерок»
- Дети, волшебный осенний ларец приготовил для нас ещё одно задание.
– Вспомните, какие осенние звуки вы слушали? (Дул ветер, лил дождь, шуршали листья, птицы хлопали крыльями)
– Давайте попробуем изобразить ветер. Вытяните губы трубочкой и пропойте протяжно звук у-у-у (Дети поют звук на одной высоте). Если рука поднимается, то ветер воет громче. Если рука опускается, ветер воет тише (дети припевают звук дифференцируя силу голоса)
- Руку вверх я поднимаю – ветер громче завывает!
- Руку вниз я опускаю – ветер тише завывает!
7. Практическое употребление относительных прилагательных Игра «Ателье»
- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости – это кукла. (Кукла нарисована на доске или макет).
- Давайте придумаем для неё имя (Варианты ответов детей)
- На улице осень. Кукла Катя собирается на прогулку . Давайте поможем кукле одеться по погоде.
- Посмотрите, что я приготовила для Кати. (Логопед вывешивает на доску предметные картинки одежды, Осенняя одежда – кожаные перчатки, шерстяная шапка, драповое пальто, шерстяной шарф, кожаные сапоги, джинсовые брюки. Летняя одежда –платья, панама. Зимняя одежда – шуба, шапка зимняя меховая.
(Дети хором называют предметные картинки).
- Скажите одним словам, что это? (Одежда)
- Давайте подберём для Кати только ту одежду, которую она наденет на осеннюю прогулку. Андрюша выходи к доске.
(Логопед предлагает каждому ребенку по выбору надеть какой-либо предмет одежды на куклу. Ребенок выходит к доске, выбирает одежду и обговаривает свои действия: «Я надену на Катю перчатки».
- Андрюша, посмотри (потрогай) перчатки?
В предметных картинках осенней одежды присутствуют элементы разных видов ткани (резиновые сапоги, драповое пальто, джинсовые брюки, шерстяной шарф, шерстяная шапка, кожаные перчатки).
Логопед проговаривает:
- Перчатки сделаны из кожи. Значит они какие? (Кожаные)
- А теперь скажи полным ответом (Кожаные перчатки) и далее по аналогии со всеми осенними предметами одежды.
Параллельно, в случае неверного выбора картинки, проводится дифференциация сезонных видов одежды.
8. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Игра «Зонтик для куклы»
- Вот теперь наша Катя готова на прогулку. Но на улице идёт дождь. Что нужно Кате взять с собой в дождливую погоду?(Зонт)
- Давайте подарим Кате зонт и сделаем его своими руками.(Логопед раздаёт каждому ребёнку лист с контурным изображением зонта.)
- Посмотрите, зонт - неяркий, скучный, некрасивый. Давайте сделаем его разноцветным и красивым.
- Откройте ящик своего стола.
- Возьмите поднос. (На подносе разноцветные детали зонта)
- Поставьте поднос на стол.
- Закройте ящик стола.
- На подносе у вас разноцветные детали зонта, которыми мы украсим наш зонт.
- Приступайте к работе.
- Молодцы, дети! Какие яркие красивые зонты у нас получились.
9. Итог занятия.
Звучит шум дождя. Логопед раскрывает большой зонт и зовёт детей
- Дети, начался дождь. Идите все ко мне под зонтик.
- Вы такие молодцы, так замечательно справились со всеми заданиями.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (Об осени)
- Что вам больше всего запомнилось на занятии? (кукла Катя, зонтик)
- Послушайте, дождик уже закончился. Выглянуло солнышко. Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу. (Логопед складывает зонтик)
- Волшебный осенний ларец приготовил для вас подарки. (Логопед достаёт из ларца подарки (например, шоколадные грибочки или мармеладные ягоды).
- Наше занятие закончено. Всем спасибо, до свидания! (Логопед провожает детей)
Список используемой литературы:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».
Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу».
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу»....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»...
Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»
Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».Цель ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со...