Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
план-конспект занятия по логопедии

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- Активизировать  и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

- Продолжать учить детей подбирать однородные определения;

- Упражняться в составлении предложений по картинно-графическому плану;

-Упражнять в  употреблении относительных прилагательных;

коррекционно-развивающие:

-Развивать мелкую моторику рук во взаимосвязи с речью;

- Работать над развитием дыхания, голоса;

- работать над развитием фонематических процессов.

- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя приметы осени.

коррекционно-воспитательные:

- совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

- формировать чувства коллективизма, доброжелательное отношение к друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- Активизировать  и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

- Продолжать учить детей подбирать однородные определения;

- Упражняться в составлении предложений по картинно-графическому плану;

-Упражнять в  употреблении относительных прилагательных;

коррекционно-развивающие:

-Развивать мелкую моторику рук во взаимосвязи с речью;

- Работать над развитием дыхания, голоса;

- работать над развитием фонематических процессов.

- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя приметы осени.

коррекционно-воспитательные:

- совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

- формировать чувства коллективизма, доброжелательное отношение к друг другу.

Интеграция образовательных областей :познавательное, речевое, социально-коммуникативное

Предварительная работа:

-Проведение фронтальных, подгрупповых занятий по теме «Осень»: «Изменения в природе, признаки осени», «Осенние дары - овощи, фрукты, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Животные готовятся к зиме», «Одежда. Осенняя одежда» согласно программе Шевченко.

- Выполнение домашних работ по заданию логопеда по теме «Осень».

- Рисунки и поделки детей по теме «Осень» совместно с воспитателем группы;

-Изготовление гербария совместно с родителями;

-Заучивание стихов, загадок, осенних примет;

-Красивое и практическое оформление помещения (группы, логопедического кабинета) с использованием:

-разноцветные осенние листья (в  корзине и для игры «Листопад»)

-классная магнитная доска

  • Изготовление демонстрационного материала:
  • разноцветные осенние листья  (Игра «Листопад»);
  • волшебный осенний ларец;
  • картинно-графические карточки-загадки;
  • предметные магнитные картинки осенней одежды с элементами разных видов ткани;
  • магнитный макет куклы для одевания;

Методы и приемы: 

Наглядный (демонстрация), словесный (беседа, вопросы логопеда детям, ответы детей: индивидуальные и хоровые), игровой, практический, сюрпризный момент (волшебный осенний ларец, подарки – шоколадные грибочки или мармеладные ягоды)

Материал и оборудование:

Украшение помещения (осеннее дерево, осенний букет в корзине, разноцветные лисья); разноцветные листья по количеству детей  (коричневый дубовый,  красный кленовый, жёлтый кленовый, жёлтый осиновый, жёлтых берёзовый, красный рябиновый); волшебный осенний ларец; магнитная доска,  картинно-графические карточки-загадки (Солнце  выглядывает из-за тучи; Голое дерево, под деревом опавшие листья; Улетающая стая птиц;  Ёжик; Три корзины – с фруктами, овощами, грибами и ягодами; Девочка в осенней одежде); магнитный макет куклы; предметные картинки  (на магнитах) одежды с  элементами разных видов ткани ( кожаные перчатки, шерстяная шапка, драповое пальто, шерстяной шарф, кожаные сапоги, джинсовые брюки, платье, панама, шуба, шапка зимняя меховая),  контуры зонта, подносы по количеству детей с  цветными  деталями зонта, фонограмма –шум дождя, раскладной большой зонт,  подарки для детей – шоколадные грибочки или мармеладные ягоды..

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный. момент. Введение в тему занятия.

Логопед встречает детей на  пороге кабинета (группы).

(Группа украшена разноцветными осенними листьями (лисья на дереве, на ковре, осенний букет  в корзине

– Дети, посмотрите сколько красивых разноцветных листьев.

- А какой красивый осенний букет! Здесь хватит листьев на всех (Логопед раздаёт детям индивидуальные листья и предлагает их назвать)

- Посмотри, Лиза, у тебя лист с дуба. Значит он какой? (Дубовый)

Аналогично каждый ребёнок приговаривает свой лист

– Дети, внимательно посмотрите на свои листья. Они по цвету одинаковые или разные? (Разные)

Какой у тебя по цвету лист, Миша? (Красный)

- А у тебя, Маша (Жёлтый)

- А как мы скажем по-другому, какие у нас листья? (Разноцветные)

Упражнение на дыхание «Листопад» (развитие правильного физиологического дыхания)

- Сейчас мы с листьями поиграем. Давайте сделаем так, чтобы листья «полетели»- глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот. (Дети одновременно по сигналу логопеда дуют на листья, которые держат перед собой на вытянутой руке. Логопед демонстрирует действия совместно с детьми.)

- Вот какой сильный ветер подул! Все листья упали!

-  А как называется явление природы, когда листья падают и деревья становятся голыми? (Листопад)

- А сейчас мы слово  «листопад» разделим на слоги (Отхлопывание в ладоши).

- Сколько раз мы хлопали в ладоши? (Три раза)

- Значит сколько слогов в слове «листопад»? (Три слога)

– Ваня, повтори это слово еще раз.

-  А в какое время года бывает листопад? (Осенью)

- Правильно, дети. Сегодня на занятии мы вспомним всё, что мы узнали об осени.

- Займите свои места за столами.(Дети проходят на свои места (стулья)

– Сядьте красиво. Проверьте свою осанку. Выпрямите спину, положите руки на стол, правильно поставьте ноги.

2. Расширение словаря по теме осень.

Логопед демонстрирует детям найденный на полу  в куче листьев (опавших после «листопада») волшебный осенний ларец. Ларец оформлен в осенней тематике.

- Ребята, посмотрите, что я нашла в куче листьев! Вот так сюрприз!

Это волшебный осенний ларец с заданиями. Если вы отгадаете все задания – будет вам осенний подарок.

- А вот и первое задание (Логопед достаёт из ларца картинно-графические карточки-загадки). (Карточки поочерёдно вывешиваются на магнитную доску, для итогового составления рассказа)

- Осеннюю порой  изменились не только листья, изменилось все вокруг.

Логопед демонстрирует 1-ю  карточку (Солнце выглядывает из-за тучи, из  тучи идёт дождь).

-Что изображено на рисунке?

- Какое небо осенью? (Хмурое, дождливое, облачное, серое, темное.)

- А какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда  падает снег.)

Логопед демонстрирует 2- ю карточку (Голое дерево, под деревом опавшие листья).

-Что изображено на рисунке?

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают ,падают, летят, осыпаются.

- Деревья без листьев становятся какими? (Деревья становятся  голыми)

Логопед демонстрирует 3- ю карточку (Улетающая стая птиц).

-Что изображено на рисунке?

Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

- Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края? (Перелетные.)

- Почему птицы улетают в тёплые края? (Становятся холодно и им нечего кушать)

Логопед демонстрирует 4- ю карточку (Ёжик несёт яблоко и гриб).

- Кто изображён на рисунке?

- Что он несёт на своих иголках?

- Ёж готовится к зиме.

- А кто из животных  ещё в лесу готовится к зиме? (Белочка)

- Как белочка готовится к зиме? (Белка запасает орехи и грибочки)

-Дети, а как медведь готовится к зиме? (Медведь ложится спать в берлогу на всю зиму)

Логопед демонстрирует 5- ю карточку (Три корзины – с фруктами, овощами, грибами и ягодами).

- Что изображено на рисунке?

- Люди тоже делают запасы на зиму: собирают фрукты, овощи, грибы и ягоды.

- А как одним словом можно сказать: люди собирают…. (урожай)

Логопед демонстрирует 6- ю карточку (Девочка в осенней одежде).

- Кто изображён на рисунке?

- Девочка собралась на осеннюю прогулку.

- Какую одежду надела девочка? (тёплую, осеннюю)

 После того, как все карточки вывешены на доску, логопед предлагает вспомнить приметы осени с самой первой карточки- индивидуальные ответы детей.

- А сейчас, дети, посмотрите внимательно на  картину и скажите, что вы на ней видите. Свой ответ начните со слова «осенью…..»

- Осенью идёт дождь

- Осенью с дерева падают листья

- Осенью птицы улетают на юг

- Осенью ёжик готовится к зиме

- Осенью люди собирают урожай

- Осенью люди надевают осеннюю одежду.

- Молодцы! Как хорошо вы справились с первым заданием! А на следующем задании мы будем слушать «Звуки осени»

4. Развитие фонематического восприятия: «Отгадай звуки осени».

Используется флеш- презентация: сюжетные  картинки со звуковым оформлением. Дети смотрят на экран, логопед на ноутбуке переключает слайды,

- Внимательно слушайте звуки осени и постарайтесь их запомнить (дети слушают и запоминают услышанные звуки  с опорой на соответствующую картинку на экране проектора.

 Логопед комментирует звуки: 

Птицы улетают

Лисья шуршат под ногами

Ветер воет

Идёт дождь

А теперь внимательно послушайте и определите, что это? (Логопед включает только фонограмму. Дети слушают и определяют звуки.)

- Если вы верно отгадаете звук, то картинка перевернётся.

- Как хорошо вы справились с этим заданием! Все звуки осени отгадали!

5. Физкультминутка. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

-Дети, давайте немного отдохнём и соберём осенний букет.

Хором.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).

Мы соберём

В вазу осенний

Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

6.  Развитие и дифференциация силы голоса.  Упражнение «Ветер- ветерок»

- Дети, волшебный осенний ларец приготовил для нас ещё одно задание.

– Вспомните, какие осенние звуки вы слушали? (Дул ветер, лил дождь, шуршали листья, птицы хлопали крыльями)  

– Давайте попробуем изобразить ветер. Вытяните губы трубочкой и пропойте протяжно звук у-у-у (Дети поют звук на одной высоте). Если рука поднимается, то ветер воет громче. Если рука опускается, ветер воет тише (дети припевают звук дифференцируя силу голоса)

- Руку вверх я поднимаю – ветер громче завывает!

- Руку вниз я опускаю – ветер тише завывает!

7. Практическое употребление относительных прилагательных  Игра «Ателье»

- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости – это кукла. (Кукла нарисована на доске или макет).

Давайте придумаем для неё имя (Варианты ответов детей)

- На улице осень. Кукла Катя собирается на прогулку . Давайте поможем кукле одеться по погоде.

- Посмотрите, что  я приготовила для Кати. (Логопед вывешивает на доску предметные картинки одежды, Осенняя одежда – кожаные перчатки, шерстяная шапка, драповое пальто, шерстяной шарф, кожаные сапоги, джинсовые брюки. Летняя  одежда –платья, панама. Зимняя одежда – шуба, шапка зимняя меховая.

(Дети хором  называют предметные картинки).

- Скажите одним словам, что это? (Одежда)

- Давайте подберём для Кати  только ту одежду, которую она наденет на осеннюю прогулку. Андрюша выходи к доске.

(Логопед предлагает каждому ребенку по выбору надеть какой-либо предмет одежды на куклу. Ребенок выходит к доске, выбирает одежду и обговаривает свои действия: «Я надену на Катю перчатки».

- Андрюша, посмотри (потрогай) перчатки?  

В предметных картинках осенней одежды присутствуют элементы разных видов ткани (резиновые сапоги, драповое пальто, джинсовые брюки, шерстяной шарф, шерстяная шапка, кожаные перчатки).

Логопед проговаривает:

- Перчатки сделаны из кожиЗначит они какие?  (Кожаные)

- А теперь скажи полным ответом (Кожаные перчатки) и далее по аналогии со всеми осенними предметами одежды.

Параллельно, в случае неверного выбора картинки, проводится дифференциация сезонных видов одежды.

8. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Игра «Зонтик для куклы»

- Вот теперь наша Катя готова на прогулку. Но на улице идёт дождь. Что нужно Кате взять с собой в дождливую погоду?(Зонт)

- Давайте подарим Кате зонт и сделаем его своими руками.(Логопед раздаёт каждому ребёнку лист с контурным изображением зонта.)

- Посмотрите, зонт - неяркий, скучный, некрасивый. Давайте сделаем его разноцветным и красивым.

- Откройте ящик своего стола.

- Возьмите поднос. (На подносе разноцветные детали зонта)

- Поставьте поднос на стол.

- Закройте ящик стола.

- На подносе у вас разноцветные детали зонта, которыми  мы украсим наш зонт.

- Приступайте к работе.

- Молодцы, дети! Какие яркие красивые зонты у нас получились.

9. Итог занятия.

Звучит шум  дождя. Логопед раскрывает большой зонт и зовёт детей

- Дети, начался дождь. Идите все ко мне под зонтик.

- Вы  такие молодцы, так замечательно справились со всеми заданиями.

- О каком времени года мы сегодня говорили? (Об осени)

- Что вам больше всего запомнилось на занятии? (кукла Катя, зонтик)

- Послушайте, дождик уже закончился. Выглянуло солнышко. Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу. (Логопед складывает зонтик)

Волшебный осенний ларец приготовил для вас подарки. (Логопед достаёт из ларца подарки (например, шоколадные грибочки или мармеладные ягоды).

- Наше занятие закончено. Всем спасибо, до свидания! (Логопед провожает детей)

Список используемой литературы:

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу»....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»...

Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»

Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».Цель  ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со...