ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по логопедии

Абраменко Елена Николаевна

В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podhody_k_obucheniyu_i_vospitaniyu_2020.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Е.Н. Абраменко

Современные ориентиры модернизации системы российского образования предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.

Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

ИКТ технологии

Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда — использование мультимедийных презентаций, позволяющих создать эффект наглядности в непосредственно образовательной деятельности, повысить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.

Мы создали банк презентационных материалов, используемых при проведении НОД по всем лексическим темам. Наряду с готовыми, мы составляем и используем свои обучающие презентации. В любую собственную презентацию всегда можно добавить звуковое сопровождение – музыку, звуки природы, голоса животных. Например, в презентации «Морские обитатели» мы использовали – звук прибоя, в презентации «Весна» воспитанники могут услышать звук ломающихся льдин. Вызывают восторг у воспитанников музыкальные физкультурные паузы с элементами анимации.

Технология исследовательской деятельности

         На протяжении нескольких лет педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения участвовал в работе семинара «Технология исследовательского обучения дошкольников», автор Савенков А.И.

Целью данной технологии является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

        В ходе исследовательской деятельности мы учим воспитанников овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

Они учатся:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определения понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умазаключения и выводы;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе исследовательской деятельности у воспитанников активизируется речь, расширяется и уточняется словарный запас, развиваются коммуникативные умения и навыки, развиваются высшие психические функции.

Технология макетирования

Макетирование мы рассматриваем, как вид деятельности, который способствует закреплению представлений об окружающем мире, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Совместно с воспитанниками были изготовлены макеты «Домашний двор», «Подводный мир», «Животные и растения Красной книги», «Космос», «Улица города».  С помощью макетов мы расширяем и обогащаем словарный запас воспитанников, формируем лексико-грамматический строй речи, развиваем связную речь.

Использование элементов пескотерапии

Игры с  песком

- помогают развивать мелкую моторику рук;

 - развивают тактильную чувствительность;

- способствуют развитию творческого воображения;
- оказывают благотворное влияние на                     эмоциональное   состояние ребенка;

- способствуют развитию элементарных навыков общения.

Упражнение «Кто это?»:

«Идут бегемоты» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок- ААА

«Прыгают кенгуру» —ААА кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ААА (в разных направлениях).

«Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

  • Игра-упражнение «Песочные прятки»

Ребенок ищет, спрятанные в песочнице мелкие игрушки 

Звукоподражания – деревянные фигурки

Использование инноваций специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует повышению детской мотивации к исправлению речевых нарушений, активизации и раскрепощению дошкольников вовремя непосредственно организованной деятельности, сокращению сроков логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.

Литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.
  2. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольникаприобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС"

Данная работа включает в себя создание условий и внедрения современных, инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомления дошкольников с правилами дорожного движени...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Опыт работы на тему: «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Применение инновационного подхода в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышает познавательную активностей детей и их интерес к ней.Суть инновационного подхода заключается в внедрении инноваци...

Опыт работы «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,...

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

    Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»       Образование детей с ограниченн...