Опыт работы «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Нецветаева Татьяна Валерьевна

Опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.Данная методическая разработка поможет ответить  на вопрос: как сделать опытно-экспериментальную работу в ДОУ более эффективной, внедрив в нее элементы современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Из опыта работы

«Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Выполнили:

Нецветаева Татьяна Валерьевна,

старший воспитатель высшей категории

Лычагина Елена Сергеевна,

воспитательI квалификационной категории

Г. Еманжелинск, 2019 г.

Актуальность

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее – ФГОС ДО) (ФГОС 1.6) [8].

      В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

    Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

   Именно Опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Данный опыт работы ответит на вопрос: как сделать опытно-экспериментальную работу в ДОУ более эффективной, внедрив в нее элементы современности. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В связи с этим целью нашего опыта работы являлось изучение  и внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.

Задачи опыта:

  1. Изучить становлениеисследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и интернет ресурсах.
  2. Создать оптимальные условия для внедрения инновационных методов и технологий в опытно-экспериментальную деятельность детей.
  3. Повысить познавательную активность и интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности через внедрение в нее инновационных

методов и технологий.

Гипотеза: внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность повысит интерес дошкольников к ней и будет способствовать их познавательной активности.

С 2017/18 уч.г. по 2018/19 уч.г. нами реализовывался долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Исследовательская лаборатория «Любознайка».

На первом, подготовительном, этапе проекта нами были изучены и проанализированы методическая литература и интернет ресурсы попроблеме: внедрение  инновационных методов и технологий в опытно-экспериментальную деятельность, составлен план реализации проекта, разработано перспективное планирование детской экспериментальной деятельности во всех возрастных группах , оформлена картотека опытов, изготовлены кейсы по темам: «Волшебница вода», «Береги природу», лепбуки, оборудована экспериментальная лаборатория . Была проведена диагностика на начало года с целью выявления интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности и определения уровня познавательной активности у детей.

На втором, практическом этапе, работа началась со знакомства детей с оборудованием и материалами исследовательской лаборатории «Любознай –ка» и их назначением.

С целью введение детей в исследовательскую деятельность нами были использованы  задания и упражнения, предложенные А.И.Савенковым для развития умений:  видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Данные задания проводились в совместной деятельности педагога с детьми во время утреннего приема, на прогулке и в вечернее время со всей группой, подгруппой или в индивидуальной форме.

Организация экспериментов строилась с учѐтом возрастных возможностей детей. В ходе опытов дети познакомились со следующими признаками: «влажность», «температура», «звук», «запах», «вкус», «вес», «материал». Дошкольники учились понимать связь между свойствами материалов, из которых изготовлены предметы с представлениями о том, как человек использует эти свойства в своих целях.

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми была распределена по трём взаимосвязанным направлениям:

Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений);

Неживая природа (опыты с песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др.);

Мир материалов (знакомство детей с металлами, деревом,  с некоторыми свойствами бумаги, ткани).

Система работы выстроена из взаимосвязи трех основных блоков:

- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

- Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства.

- Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно.

Непосредственно-образовательную деятельность была построена на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов-экспериментов  с детьми   планировались такие формы работы,  как опыт и  наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Опыт  проходил как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Опыты  планировались как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной образовательной деятельности. Так мы занимались опытнической деятельностью в процессе режимных моментов и использовали их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьировалось от одного в неделю до четырех в месяц. Длительность проведения опытов четко не регламентировалась. Это зависело от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты проводились, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

С детьми была проведена непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на темы:«Загадочная вода», «Круговорот воды в природе», «Свойства бумаги», «Угадай, что получилось?», «Тайны воздуха».

Проводили опыты в совместной деятельности с водой, снегом, льдом, камнями: «Окрашивание снега», «Как воду превратить в лёд», «В гостях у Любопытного Черепашонка (Камни)» и др.. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Очень важна мотивация интереса детей к экспериментированию. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а также просят помочь в решении каких-либо задач.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без проявления у детей познавательной активности.

Поэтому во время опытно-экспериментальной деятельностис целью активизации познавательной активности детей используются информационно-коммуникационные технологии: просмотр на ноутбуке электронных презентаций «Волшебница вода», интерактивных, флеш  игр «Природа вокруг нас», «Хочу стать знатоком природы!», «Друзья природы»,  DVD  дисков  «Фиксики», «Уроки тетюшки Совы».

 Детям намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране ноутбука с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь.

Интересно и необычно проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему «Сладкие опыты». Детям была представлена презентация о сахарной свекле и производстве леденцов, а опыт нагревания сахара над спиртовкой, дети наблюдали на экране в режиме «Онлайн».

Для стимулирования познавательной активности в самостоятельной деятельности детей используются тематические лэпбуки «Вода», «Береги природу» и «Узнай-ка». Они представляют собой интерактивные папки. Находящиеся в них карточки, схемы, модели, алгоритмы, игры - сменяемые, крепятся к папке на липучки, их можно легко снять и соответственно поменять тему. С их помощью ребёнок может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же присутствуют в лэпбуке в форме модели. В кармашках вложены познавательные игры и задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.

Проведение занятий опытно-экспериментальной деятельности в форме квест-игры позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить их познавательную активность . 

В ходе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода», проведенного в форме квест-игры, дети путешествовали по научному центру  с помощью волшебной карты и помогли профессору Чудакову Гению Евгеньевичу исследовать свойства воды, рисовали на льду, с помощью кейса решали проблему сбережения воды.

Участниками квест-игры «В поисках волшебного дара» (Приложение 8) стали дети и родители. Дети искали утраченный волшебный дар фокусника Крекса. Действие квеста происходило на территории детского сада, где дети и родители разделились на две команды и вместе со своими педагогами разошлись по разным лабораториям, где их встречали разные герои: Кот Базилио и Лиса Алиса, баба – Яга, вместе с ними дети и родители проводили разные эксперименты с водой, песком, воздухом, магнитами. За успешно выполненное задание герои давали им жетоны. А в конце обе команды встретились снова, отдали заработанные жетоны фокуснику, к которому вернулся его дар, и он показал детям фокусы с воздушными шарами.

         Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности, способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.  А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

         В качестве обмена передовым опытом с коллегами нами были реализованы следующие мероприятия:

- Составлена консультация по всем возрастным группам «Организация уголка экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей».

- Разработан буклет: «Технология исследовательской деятельности», который поможет педагогам отследить усложнение содержания опытно-экспериментальной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей;

- Проведен мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий», с его помощью воспитатели узнали, как с помощью ИКТ можно вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Целью мастер-класса было  повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению данного опыта работы. Педагоги, в роли детей, имели возможность познакомиться с методикой использования ИКТ при проведения экспериментов с учетом возрастных особенностей детей.  

На заключительном этапе проекта был обобщен опыт работы по теме: «Инновационный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», в форме презентации он был представлен коллегам на педагогическом совете. Так же проведен открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми на тему «Волшебница водица».  

Итоговая диагностика показала, следующее:

 - У детей появился интерес к экспериментированию, повысилась их познавательная активность в ходе экспериментов.

-  Дети самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.

- При проведении экспериментов воспитанникистали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.

- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.  Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.

- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе  с дошкольниками.

Мониторинг экспериментальной деятельности

        

В начале проектной деятельности по теме: «Исследовательская лаборатория «Любознай-ка» нами было проведено исследование интереса детей к экспериментальной деятельности и проявления ими познавательной активности. 

Целью исследования является установление эффективности внедрения инновационного подхода в экспериментальную деятельность, как средства формирования у дошкольников познавательной активности и повышения интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

В результате наблюдений, бесед, игр мы пришли к выводу, что многие дети не проявляли интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, познавательная  активность у большинства детей выражена недостаточно.

С целью выявления  места детского экспериментирования в предпочтениях детей была проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).

Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая;
  2. чтение книг;
  3. детское экспериментирование;
  4. труд в уголке природы;
  5. изобразительная деятельность;
  6. конструирование из разных материалов.

Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформлены в таблицу .

Анализ результатов диагностики показал, что на начало проектной деятельности опытно-экспериментальная деятельность занимала при выборе деятельности детей четвертое место, а на конец она стала занимать первое место.

Нами было выделено три уровня проявления детьми познавательной активности в ходе опытно-экспериментальной деятельности: низкий уровень (1 балл), средний уровень (2 балла), высокий уровень (3 балла) - по степени выраженности  показателей, отражающих разные стороны познавательного интереса.

Основные диагностические методы, которые использовались при проведении диагностики по выявлению познавательной активности детей в ходе опытно-экспериментальной деятельности:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

Результат проявления познавательной активности детей

Уровень

Начало года

Конец года

Высокий

8%

48%

Средний

51%

52%

Низкий

41%

-

Результаты итогового диагностирования на конец проектной деятельности «Исследовательская лаборатория «Любознай-ка» показали, что у детей в ходе организации опытно-экспериментальной деятельности преобладают высокий и средний уровни познавательной активности: в шесть раз увеличилось количество детей с высоким уровнем познавательной активности, не стало детей с низким уровнем.

Таким образом, благодаря внедрению инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность, к концу проекта большинство детей в самостоятельной деятельности стали выбирать опыты и эксперименты, проявляя познавательную активность в ходе ее реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Опыт работы на тему: «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Применение инновационного подхода в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышает познавательную активностей детей и их интерес к ней.Суть инновационного подхода заключается в внедрении инноваци...

«Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе,...