Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Крайнова Регина Николаевна

Мастер-класс для педагогов

 

«Использование мнемотехники

в познавательно-речевом 

развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_mnemotehnika.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников» Учитель - логопед МДОУ «Детский сад №151» Крайнова Регина Николаевна

Слайд 2

В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие. Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Слайд 3

Проблемы речи детей дошкольного возраста При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий Пропускают отдельные звенья “Теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Бедная диалогическая речь Плохая дикция

Слайд 4

Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Слайд 5

Что такое мнемотехника? « mnemonikon » - искусство запоминания древнегреческая богиня памяти Мнемозина

Слайд 6

Владели этим искусством в совершенстве Юлий Цезарь Македонский Наполеон Бонапарт

Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ 1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 8

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.» Конфуций

Слайд 9

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

Слайд 10

ЗАДАЧИ: 1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии. 2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. 5. Обучать детей правильному звукопроизношению. 6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 13

Структура мнемотехники Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 14

Структура мнемотехники Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Слайд 15

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 16

Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»

Слайд 17

Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап : р ассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап : о существляется перекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 18

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 19

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 20

Мнемотаблицы систематизирующие знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека

Слайд 21

Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .

Слайд 22

Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Слайд 23

Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.

Слайд 24

Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Слайд 25

Составление описательных рассказов по лексическим темам

Слайд 30

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем, Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 31

Заучивание потешек , скороговорок

Слайд 32

Результаты - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников»...

Мастер – класса для педагогов. Использование "Игровизора" в интеллектуально - творческом развитии дошкольников

Мастер-класс для педагого в использовании развивающего пособия В.Воскобовича "Игровизор"...

Мастер - класс для педагогов «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.

Мастер - класс для педагогов на тему  «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.Цель: раскрытие эффективности использования камней Марблс в познават...

Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей».

Мастер-класс для педагогов знакомит с инновационным методом знакомства детей с миром природы и ближайщего окружения. Развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, обогащает представления детей. Маке...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...