Главные вкладки

    Использование физкультминуток в работе логопеда
    статья по логопедии

    Новичихина Наталья Александровна

    использование физкультминуток в работе логопеда 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_fizkultminutok_v_rabote_logopeda.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В РАБОТЕ  ЛОГОПЕДА

    Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей  в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

    Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Исследования показали, что если развитие находится в пределах нормы. Если  же развитие  движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной  нормы.

    Используют пальцевые упражнения, сопровождая их речью детей, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки.

    Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. В зависимости от возраста и от темы занятия их можно проводить один-два раза по 2-3 мин.

    Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

    Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лёжа, упражнения с элементами йоги – гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью не только переключить детей на другой вид деятельности, но и организовать их  внимание недисциплинарными методами, научить правильно и точно выполнять задания взрослых, когда одно задание предъявляется всем детям, при этом каждый  ребёнок должен воспринимать его как обращенное лично к нему.

    Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут сопровождаться звучанием музыки. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (образы могут быть и другими), которое качает и баюкает ласково, как мама; теплый ветерок нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветер, и нам захотелось вернуться на землю».

    Упражнения с элементами психогимнастики также проводятся в любом периоде обучения.  Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы.

    Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической и лексико-грамматической направленности, которые включаются соответственно в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Т

    Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

    • Снимать напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
    • Развивать память, внимание, эмоции;
    • Содействовать  развития дыхания;
    • Закреплять произношение отдельных звуков речи;
    • Развивать просодическую сторону речи.

    В текстах, используемых для проведения физкультминуток, присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые  образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.

    Для проведения физкультминуток используются игры разных народов, произведения устного народного творчества, при необходимости они адаптируются с учётом  речевых   возможностей детей. Для отбора необходимого практического материала приходится просматривать большое количество литературных источников по дошкольному воспитанию и логопедии, использовать многократно опубликованный поэтический материал, который не имеет ссылок на авторство и попадает  в разряд «фольклора».

    При проведении физкультминутки логопеду следует так выбрать место, чтобы каждый ребёнок видел его лицо, глаза и рот и мог повторять за ним мимические движения и артикуляцию. Логопед, в свою очередь,  должен хорошо видеть каждого ребёнка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

    Руководящая роль  логопеда особенно важна при проведении игр  с элементами  релаксации и психогимнастики. Очень важен в этом случае подбор музыкального сопровождения и текстов.

    Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие  нарушение  речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными , моторно активными, усваивают правила игр, которые затем  переносят  в самостоятельную игровую деятельность.

    Физкультминутки предупреждают переутомление дошкольников, служат средством эмоциональной разрядки, снимают статическую нагрузку, раскрепощают моторику и речь детей, позволяют достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

    Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

    Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэ...

    Использование физкультминуток в работе с дошкольниками

    гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...

    Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"

    Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...

    "Использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста"

    В данном материале предложены варианты физкультминуток, которые можно использовать в работе с детьми в детском саду....

    "Использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию картотеку физминуток, которую можно использовать при проведении непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Времена года», «Деревья»...