Мастер-класс "Играя, развиваем речь".
материал по логопедии

Анциферова Анна Петровна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_igraya_razvivaem_rech.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида

с приоритетным направлением

здоровьесбережение

Мастер-класс для педагогов

«Играя, развиваем речь».

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Анциферова А.П.

с.Багдарин

2019г.

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.

 Задачи:

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
  2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
  3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг  с  другом  при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук.

Ход мастер-класса

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива,  И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Вступительное слово педагога:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

Организационный момент.

Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.

Итак, начнем мы с Вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции».

Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Игра «Покупки»

Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

 Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…

Игра с предметом «Звуковая эстафета»

Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

 Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.

Игра «Любопытный»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

  • Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
  • Как называется город, в котором вы родились? (Киров, Калининград, Кстово и т. д.)
  • Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)
  • Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)
  • Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
  • Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
  • Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.)

Игра «Опиши свой день»

Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только глаголами.

Игра «Придумай рассказ»

 Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук.

Например, на звук (П).

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

Игра «Смысловые пары»

Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.

Игра «Забавные превращения»

Назвать в кого превращается человек, если окажется:

  • на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).

Игра «Доскажи словечко».

 Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
  • Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
  • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
  • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
  • Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
  • Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
  • Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
  • У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

  • И так, начнем.

Игра «Почемучки».

Почему улетают птицы?

  • Почему зимой нельзя купаться?
  • Почему засыхают цветы?
  • Почему весной тает снег?
  • Почему летом не носят шубы?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему пришел врач?
  • Почему деревья мокрые?
  • Почему мяч катится?
  • Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса  ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит:

«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

  • Я предлагаю вам разделиться на группы, собрав картинку из сказки.
  • Из какой сказки у вас картинка?

-Надеюсь данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.

*Задание для группы №1.

  • «Рукавичка» от лица рукавички

* Задание для группы №2.

  • «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
  • Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.
  • В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую метод «синквейн», это один из эффективных методов развития речи дошкольника.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из Вас с ним знакомы.

Рефлексия.

И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

 Порядок написания синквейна:

  • Первая        строка        -        одно        ключевое        слово,        определяющее        содержание синквейна.
  • Вторая        строка        -        два        прилагательных,        характеризующих        данное предложение.
  • Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
  • Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например Скворец

Поющий, черный

Прыгает, летает, вьет гнезда Без него не наступит весна Птица

В нашем случае ключевым словом будет словосочетание «мастер-класс»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....