Постановка звука з
план-конспект занятия по логопедии

Марина Николаевна Вайс

подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука з.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie._postanovka_zvuka_z.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие «Постановка звука [З].

Подготовительный этап.

Цель: подготовка артикуляционного  аппарата к постановке звука [З].

Задачи:

- развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики;

- развитие фонематического восприятия;

- постановка звука [З];

- развитие мелкой моторики

Оборудование: кукла, пособия для дыхательной гимнастики, картинки-символы для артикуляционной гимнастики и для постановки звука [З], предметные картинки для развития фонематического восприятия, изображение буквы З на картоне, пуговицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: - Здравствуйте ребята. К нам сегодня на занятия пришла в гости кукла Зоя, хочет с нами поиграть. На какой звук начинается её имя? (Ответ ребёнка)

Логопед: - Правильно, на звук [З]. Ребята, Зоя попросила, чтобы мы научили её делать дыхательную гимнастику. Мы ее научим? (Ответы детей)

2. Дыхательная гимнастика

Логопед: - Ребята, давайте вспомним, что при выполнении упражнений на дыхательную гимнастику необходимо следить, чтоб не надувались щёки. Давайте с вами выполним упражнение  «Вертушка» - Ребёнок берёт в руки вертушку и дует на неё так, чтобы она начала вращаться
(быстрее, тише).  Молодцы ребята. Давайте еще выполним упражнение         
«Футбол» Кладём на стол для занятий шарик из кусочка ваты. Это мяч. Ворота - два кубика размещаем на столе чуть дальше. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Логопед: - Молодцы! Ребята Зое очень понравилась дыхательная гимнастика. Теперь Зоя хочет, чтоб мы показали ей, как делают артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну,  перестану  

И нисколько не устану.

Упражнение «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.
На счет 2 - в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает

Упражнение «Дудочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку -

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

«Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произнести сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упираются в нижние зубы.

4. Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Молодец!  Теперь мы с Зоей отправимся в магазин. Есть ли в слове магазин звук [З]? Где он стоит? (Ответ ребёнка)

- В магазине мы будем покупать только те товары, в которых встречается звук З. Картинки, в которых есть звук [З] мы будем класть Зое в корзинку (Задание даётся ребёнку, если он хорошо умеет определять наличие звука [З] среди звуков и слогов). Ребёнку предлагают для задания предметные картинки: зонт, замок, капуста, ваза, мозаика, яйца, роза, сумка.

5. Постановка звука [З]

- Вариант постановки - по подражанию. Если ребёнок произносит звук С, то попросить его произнести этот звук с помощью голоса, прозвенеть как комарик, используя картинный символ. Если у ребёнка не получится произнести звук [З], то можно использовать тактильное осязание. Одной рукой ребёнок прикладывается к гортани логопеда, другой рукой к своей, чтобы почувствовать, как включаются голосовые связки в работу.

6. Развитие мелкой моторики

Показать ребёнку как звук [З] обозначается буквой З на письме. Предложить ребёнку выложить букву З, изображённую на картоне с помощью пуговиц.

7. Рефлексия

- Кто к нам сегодня пришёл на занятия?

- Чем мы вместе с куклой Зоей занимались?

- Что тебе запомнилось и понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...