Развитие словаря к детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шевякова Нина Васильевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_avtomatizatsiey_postavlennogo_zvuka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  НАД

АВТОМАТИЗАЦИЕЙ И

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ

ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

Работа над автоматизацией и дифференциацией поставленного звука.

    С физиологической точке зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно рефлекторных речедвигательных  связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушится.

   Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного  артикуляционного уклада. Она осуществляется  по принципу от легкого  к трудному, от простого к сложному.

    Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает  их автоматизацию.

 

  Автоматизация щелевых  звуков начинается с прямых  открытых слогов, затем продолжается  в обратных и закрытых слогах. При  закреплении  смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже обрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

   На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с обратным звуком: сначала слогов без стечений, затем – со стечением согласных. Например, при автоматизации звука С предлагается повторить слоги: СА, СЫ, СО, СУ, СЕ, АС, УС, ЫС, ОС, ЭС, ВЫС, СОЛ. и др.

 Предлагаются упражнения  на произношение слогов с переносом ударения: САСА, САСА.

   Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са –сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук  - в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звуко-слоговой структуры, затем в словах со стечением согласных.

   На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенным данным звуком.

   В логопедической группе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологическими особенностями у детей.

   На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым  для правильного  и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация  звуков трудна для  детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляционные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или в конце слова.

     В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков  в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.    

   Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи (здесь хочется отметить что исследование многих авторов (В.Г, Петрова, М. Ф. Гнездилова, А. П. Федченко, Р. И. Лалаева,  Е. Ф. Соботович) выявили значительное недоразвитие грамматического строя  речи у будущих школьников. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У детей с нарушением речи недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения.)  эта работа а т.е. обогащение словаря, его систематизация, и формирование грамматического строя речи тесно связана с будущими уроками русского языка.

    Особенностью этапа автоматизации является тщательное планирование занятий по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.

 

 Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения. Это обусловлено особенностями логопедического диагноза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Доклад "Методика развития словаря у детей дошкольного возраста"

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...

Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Рассказывается о том, как можно обследовать словарь дошкольников и как его развивать...