ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ИГРУШКИ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Коррекционно-образовательная работа по лексической теме пронизывает все виды образовательной деятельности в детском саду: в непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям, в совместной, и в самостоятельной деятельности. Предлагается планирование работы по теме «Игрушки» в течение дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_igrushki.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ИГРУШКИ»

Аннотация. Коррекционно-образовательная работа по лексической теме пронизывает все виды образовательной деятельности в детском саду: в непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям, в совместной, и в самостоятельной деятельности. Предлагается планирование работы по теме «Игрушки» в течение дня.

Ключевые слова: Речь, особые возможности здоровья, общее недоразвитие речи, лексическая тема, коррекционно-воспитательная деятельность.

Хорошие результаты по формированию грамотной речи у детей дошкольного возраста с ОНР во многом зависит от закрепления воспитателем у детей речевых навыков, полученных на логопедических занятиях с учителем- логопедом. Коррекционно-образовательная работа определяется правильно распределенной организацией жизни детей в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, которая строится на основе лексической темы. Построение образовательного деятельности, вокруг одной лексической темы даёт большие возможности для развития детей. У дошкольников формируется обобщающие понятия по лексическим темам, обогащается и расширяется словарь, осваиваются лексико-грамматические формы. Дети знакомятся с названиями предметов, действий, различают и употребляют слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. У них формируется связная речь. Коррекционная работа по лексической теме осуществляется во всех видах образовательной деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям, в совместной, и в самостоятельной деятельности, в игре, на утренней гимнастике, на прогулке, при рассматривании книг, иллюстраций, фотографий, при ознакомлении с художественной литературой, в настольных, сюжетно-ролевых и в подвижных играх. Тематический подход так же виден и в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках или в центрах развития и экспериментирования. Я хочу предложить вам ознакомиться с примерным планированием работы по теме «Игрушки» в течение дня. День в детском саду начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает физические упражнения. Комплекс утренней гимнастики «Мои игрушки», где каждое упражнение ассоциируются с разными игрушками. Например, «Зайчик-побегайчик», «Лягушка-попрыгушка», «Юла-вертушка», «Оловянный солдатик». Коррекционная работа продолжается в непосредственно-образовательной деятельности. Например, базовый вид деятельности «ФЭМП». Воспитатель с детьми закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя разные игровые приемы: различные типы вопросов и специально подобранный счетный материал – игрушки; Выполняют такие игровые упражнения: 1. «Один-много». Образование формы множественного числа существительных. 2. «Посчитай сколько игрушек». Согласование существительных с числительными. Например, 1)1 кукла,2 куклы, 5 кукол;2)1 деревянная лопатка, 2 деревянные лопатки, 5 деревянных лопаток. 3. «Выполни правильно». Распределить предметы, сходных по форме (на первую полку положи все игрушки круглой формы, на вторую – игрушки овальной формы, на третью - прямоугольные; 4. «Какая игрушка стоит первая? Какая вторая? Какая последняя?». Формирование понятия «начало», «конец» ряда, "какой по счету". Во время занятия проводится физкультминутка, в которой так же отражена тема «Игрушки». «Оловянный солдатик». (Имитация движений в соответствии с текстом). На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два-дружно в ногу, Три, четыре-твёрже шаг! На прогулке воспитатель проводит разные формы работы: подвижная игра со всей группой с мячом «Поймай мяч, где спрятана игрушка». Эта игра развивает слуховое внимание и закреплять словарный запас по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называют игрушки, дети ловят мяч только когда услышат название какой-либо игрушки. Также на прогулке проводится индивидуальная работа с детьми, игра «Перешагни через мяч», воспитатель закрепляет тему «Игрушки», а именно, использование глаголов в связной речи и физическое развитие детей. Воспитатель кладёт на землю мяч, дети перешагивают через мяч, и называют действие, которое можно делать с данной игрушкой, например, с куклой: одевать, играть, мыть, кормить, укладывать спать; с посудой: накрывать, мыть, складывать, протирать и т.д. Во вторую половину дня мы планируем совместную и самостоятельную деятельность также в рамках лексической темы: В совместной образовательной деятельности организуется сюжетноролевая игра «Магазин игрушек», где дети покупают игрушки – воспитатель следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать вопросы и ответы. Далее проводятся: 1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики об игрушках. Артикуляционная гимнастика: -кукла плачет, открывает и закрывает рот; -у Буратино длинный нос; -лошадка скачет; -зайчик перепрыгивает через пенёчек; -мишка играет на барабане; -лопатка и дудочка; -кукла катается на качелях; -испекли блины на день рожденья; -лягушка и слоник. 2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом. Например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи: - Игровое упражнение «Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла-куколка, машина-машинка, лодка-лодочка, гном-гномик) - Игровое упражнение «Один – много» образование формы множественного числа существительных (машина-машины; паровоз-паровозы; - Игровое упражнение «Много чего?» Много машин, кукол, кубиков. - Игровое упражнение «Посчитай 2 и 5 игрушек». Согласование числительных с существительными) - Игровое упражнение «Скажи наоборот». Подбор антонимов (мягкийтвёрдый, большой-маленький, длинный-короткий.) - Игровое упражнение «Собери семейку» Подбор однокоренных слов. (кукла-куклы-куколка-кукольный-кукловод;) - Игровое упражнение «Кто что делает?» Подбор глаголов (заяц прыгает, змея ползёт, юла крутится, экскаватор поднимает груз); - Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?» Образование прилагательных (робот новый, умный, железный и т.д.); 3. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым достаточно трудно удаётся усвоить новый материал. 4. Составление описательных рассказов по мнемотаблицам, по схеме, по картинкам, по плану, по вопросам воспитателя. В этой работе мы используем схемы и модели, с помощью которых, дети легко составляют рассказы по разным темам. Нами накоплены модели по всем лексическим темам. Например, по теме «Игрушки». - Как эта игрушка называется? - Какого она цвета? - Какой формы? - Из каких деталей она состоит? - В какие игры можно поиграть с этой игрушкой? 5. Значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература позволяет активизировать детей с ОВЗ на общение с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт. Дети делятся впечатлениями, о прочитанном произведении и зарисовывают их схематично, чтобы затем легко пересказать. При заучивании стихотворений, нам так же помогают схемы и модели, картинки и иллюстрации. Дети и родители накопили большое количество схем и моделей по заучиванию стихотворений по всем лексическим темам и по возрастам. Для закрепления изученного материала учитель-логопед задаёт домашнее задание по лексической теме «Игрушки», записанного в индивидуальной тетради ребёнка. Воспитатель объясняет необходимость закрепления того материала, который записан в тетради, объясняет термины, употребляемые логопедом, принцип выполнения задания, чтобы родители забирали тетради домой, приносили выполненные задание обратно. Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается огромное значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Огромную роль в этом играет тематический подход, который помогает систематизировать знания детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева В.М. Коррекционная работа воспитателя в группе с ОНР в течение дня. // «Дошкольное воспитание», 2007, № 7

2. Научно-методический журнал «Логопед» №2, 2008. 3. «Логопед в детском саду» № 1, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Инновационные подходы в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Подходы к резвитию речи дошкольников. Важные аспекты формирования речи. Стадии развитие речи....

Календарно-тематический план работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) 5-6, 6-7 лет

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедическом пункте...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)...