Профилактика речевых нарушений
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Руденок Юлия Игоревна

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Одним из важнейших направлений  преодоления имеющихся нарушений речи, является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Профилактика речевых нарушений включает в себя:

-Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика;

-Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика;

-Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией - третичная профилактика.

Первичная профилактика.

А. Профилактика до рождения ребенка.

   Создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий:

-Благоприятная экологическая обстановка. Загрязнение окружающей среды влечет за собой рост острых и хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным влияниям.

-Отсутствие  стрессовых психологических  воздействий, что в свою очередь ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет  у детей.

-Качество всех сторон здоровья родителей. При отягощенной наследственности дети чаще страдают тем же недугом, что и их родители.

-Своевременное генетическое консультирование будущих родителей ,предполагает выяснение последствий, к которым приведет возникновение генетических заболеваний в семье, прогноз тяжести заболевания и риска его повторного возникновения, уточнение способов профилактики и его оптимальной коррекции.

В тех случаях, когда обнаруживается семейная отягощенность какой-либо патологией, родители должны быть хорошо информированы о возможном проявлении заболевания у ребенка, а также и о профилактических мерах позволяющих предупредить или ослабить симптоматику наследственного заболевания.

Б. Профилактика после рождения ребенка

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:

1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов;

2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

 Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом  становления и развития всех физиологических реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонений от нормы. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

  • предупреждение ушибов в области головы;
  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
  • охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
  • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

– предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

– исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и ту же щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

– раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

– своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка;

– своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4–5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);
  • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот раздел профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
  • поощрение лепета ребенка мимикой радости;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
  • медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью; Не  следует в начальный период развития перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучивание стихов и песен, не соответствующих возрасту.
  • отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
  • приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
  • полное исключение случаев сюсюкания с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания; В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
  • занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
  • развитие понимания речи.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка.

  • отсутствие двуязычия в семье.

Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленных итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

При общении  с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать  ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае  появления у ребенка быстрого темпа речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

-     Большое значение для развития речи имеет сенсорное  воспитание и развитие игровой деятельности.

Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

    -Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению, неразрывно связана с возможностью осознавать  звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.     

Вторичная профилактика. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). Необходимо создать

-благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

-своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации их функций. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредных воздействий на весь ход дальнейшего речевого развития ребенка

-Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимопонимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его близкие люди должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для его дальнейшего развития речи.

Третичная профилактика. 

Нельзя не упомянуть здесь и о третичной профилактике, то есть о профилактике рецидивов (возвратов) уже устраненных речевых расстройств.

-осуществление контроля за речью после проведенной коррекционной работы.

-Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Организация профилактической работы в ДОУ.

-Диагностика состояния речи детей.

-Ознакомление родителей с результатами обследования (по запросу).

-Создание речевой среды. (речь педагога; методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; специальное оборудование для каждой возрастной группы).

-Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. (оформление информационных стендов, памяток для родителей ,консультации логопеда (индивидуальные ,на родительских собраниях).

В целях профилактики речевых нарушений рекомендуется проводить работу по следующим направлениям:

— Развитие понимания речи;

— Развитие артикуляционной моторики;

-   Развитие правильного речевого дыхания;

— Развитие общей и мелкой моторики;

— Развитие чувства ритма;

— Развитие слухового внимания и фонематического слуха.                          

Практический материал:

Развитие понимания речи.

Сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овладевать экспрессивной речью.

 Понимание речи- это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия и т.д со словами их обозначающими.

Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова - существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.
Работа над пониманием существительных:

-Предмет предъявляется и называется.

-Ребенка знакомят с назначением предмета.

-Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай мне мячик)

-Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.

-Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.

-Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.

Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Игры:

Варианты просьб: «Где зайка?», «Где мишка?»
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

 

Развитие артикуляционной моторики.

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные пропедевтические комплексы артикуляционных упражнений. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме под счет  и повторяется 6-8 раз, соблюдается последовательность от простых к сложным. Начинаем с 2-3 упражнений. Взрослый постоянно контролирует выполнение упражнений. Артикуляционная гимнастика выполняется  сидя перед зеркалом. Упражнения бывают динамические и статические. Статические упражнения выполняется по 10-15с.

Общая артикуляционная гимнастика

  1. Рот широко открыть-закрыть.
  2. «Улыбка» с «Заборчиком»:губы растянуть в улыбке так, чтобы видны были нижние и верхние зубы. Зубы зажаты.
  3. «Трубочка»-губы вытянуты вперед, зубы сжать.
  4. 4«Иголочка»- Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 10.
  5. «Почисти зубки»: рот широко открыт, крепким кончиком языка «чистить» передние нижние и верхние зубы с внутренней стороны.
  6. 6«Качели»-рот широко открыт , кончик языка поднять за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы, упражнение выполнять ритмично.
  7. «Горка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Язык крепкий, напряженный.
  8. 8«Киска сердится»-кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Счет от 1 до 10.
  9. «Лопаточка»: рот приоткрыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Следить, чтобы языке не напрягался и не подергивался.
  10. «Маляр»- кончиком «языка» красить верхнее небо. Движения выполнять

от верхних зубов назад и вперед.

  1. «Чашечка»-рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднять кверху. Удерживать 10с .
  2. «Погладь широким языком верхнюю губу»: язык в форме «чашечки» движением сверху вниз «гладит» верхнюю губу.
  3. «Болтушка» : язык в форме «чашечки» разговаривает с верхней губой, произнося звук «Б» так, что в быстром темпе получается :б-л-б-л.
  4. « Вкусное варенье»-- широким языком облизать верхнюю, затем нижнюю губу (по часовой стрелке и обратно).
  5. «Лошадка»-рот приоткрыт, пощелкать языком, подбородок неподвижен.
  6. «Грибок»-рот приоткрыт, широкий язык присосать к небу, кончик языка дожжен быть у верхних зубов. Удерживать на счет до 5.
  7. « Гармошка»-язык в форме «грибка», сжимать и разжимать зубы, удерживая язык.
  8. «Барабанщик»- рот широко открыт, подбородок неподвижен. Крепкий кончик языка ударяется в бугорки над верхними зубами, произносить звук д-д-д-д. (15-20 с)

 «Сказка о веселом язычке».

 

     Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

                      Работа над речевым дыханием.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. Контролировать поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы , т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный. Речевое дыхание  происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

      Упражнения на развитие дыхания:

1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы  не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

     а)   Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать  пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.

     б) погреться на морозе-  вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

     г)Задуть свечу, «Чайник закипел(дуют в пузырек, чтобы получился свист), Покатай карандаш, Дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.

2.После того как  сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:

«Вьюга»-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга».По сигналу « Вьюга началась» дети тихо гудят:у-у-у…По сигналу  «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась- замолкают.

  1. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать специальные  речевые упражнения:

а) Цветы - ставятся в вазу букет знакомых  цветов, называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

 

 Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

         Развитие ручной моторики  у детей имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.

         Для развития мелкой моторики рук рекомендуется проводить

различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, использовать пальчиковые игры без речевого сопровождения и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически .

Виды упражнений:

1.Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2.Раскладывание и складывание разборных игрушек(матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

3.Составление предметных разрезных картинок.

4.Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

5.Обведение контуров предметных изображений, раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

6.Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

7.Наматывание ниток на катушку, клубок.

8.Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

9.Работа с пластилином.

10.Работа с мозаикой.

11.Пальчиковые игры без речевого сопровождения (многократное сжимание и разжимание пальцев в кулак, выполнение движений: кулак-ребро-ладонь и т.д.)

  1. Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями.

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают   пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут    указательным пальцем  правой руки по ладони

                                     левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения  воображаемой ложкой; руки под щеку.) 

Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", “бочка-почка”.

Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
  • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

Игры на развитие фонематического слуха

«Самый внимательный»- хлопни в ладошки, если услышишь звук А.

Игра «Светофорик». У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ваннам-банан. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

Игра  «Доскажи словечко» — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка) и.т.д

Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (ЛИСУ). Двор в снегу, белы дома. В гости к нам пришла… (ЗИМА). Би – би – би – гудит машина - Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

Игра «Исправь ошибку». Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла по дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

 Игра «Повторюшки». Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.

Развитие чувства ритма

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Игра «Отстучи ритм по рисунку»

На большой круг – хлопок громкий, на маленький круг – тихий.

 «Имена и ритмы»

Цель: учить детей отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове, записывать схему ритма.

Дети отхлопывают имена, выделяя ударный слог.

«Топ – хлоп»

Ведущий хлопками и притопами задаёт несложный ритм. Вначале берётся самый простой ритмический рисунок «хлоп»- «топ». Ритм «пускается» по кругу.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....