Использование устного народного творчества
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Использование устного народного творчества на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dlya_vospit.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование устного народного творчества на логопедических   занятиях в ДОУ

В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало самостоятельность мысли.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как можно использовать русское народное творчество в нашей работе с детьми.

Логопед: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают шурша,

Как же осень хороша.

Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

В ярких тапочках грибы,

Все нам, осень, даришь ты!

У нас существует много осенних народных праздников: Дождинки, Покров, Кузьминки, Новолетие и другие.

Давайте вспомним пословицы и поговорки об осенних праздниках и народных приметах.

Пришел Варфоломей жито на золу сей

Иван постный –отец крестный.

Иван постный пришел-лето красное увел.

Семен лето провожает новое наводит.

Покров – первое зазимье.

На покров до обеда осень, а после обеда – зима.

Логопед: А в старину еще говорили: “Пришел к нам октябрь – батюшка, привел с собой праздник Покров”. Совсем недавно был этот праздник.

Вот так чудо - чудеса –

Пожелтели все леса,

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром –

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом.

По народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. Самоназвание Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость холодов. До покрова люди заканчивали полевые работы и серьезную подготовку к зиме.

А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

 Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Горька работа, да хлеб сладок.

Нужно наклонится, чтоб из ручья напиться.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Какие труды, такие и плоды.

Маленькое дело лучше любого безделья.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом, (объяснить значение слова брюхо).

Логопед: Молодцы! Утомились? Давайте поиграем с вами в русскую народную игру“Бабушка Маланья.” (Проводит психолог: Басок Е.Л.)

Все образуют хоровод и говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей,(руками провести над бровями)

С такими ушами,(разводят руки в стороны)

С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)

С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)

С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )

Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели.

Логопед: А еще Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где все рассаживались в избе? Отгадайте загадку:

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Восп: Это печка.

Логопед: Для чего нужна людям печь?

Восп: Для тепла, чтоб готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна.

Логопед: Назовите профессию человека, который устанавливает печь в избе.

Восп: Печник.

Логопед: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения?

Восп: “Гуси-лебеди”, “По щучьему велению…”, «Лиса и заяц», «Сивка- бурка»,

           «Колобок», «Лисичка со скалочкой»…

Логопед: Чем лучше всего топить печь?

Восп: Дровами.

Логопед: Да, без дров изба не топится, а дров надо наколоть.

Пальчиковая игра “Я колю, колю дрова”

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Колю дрова на улочке

Гори, гори жарче печь.

Будут дети блины печь.

(Имитационные движения: поочередное постукивание ребром ладони об стол, кулачками, ладонями, сгибание – разгибание пальцев, круговые вращения кистями).

Дров накололи, печку растопили, а теперь пойдём в гости к дядюшке Трифону.

Игра: «У дядюшки Трифона.» (Проводит психолог: Басок Е.Л.).

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий в середине. Все поют или приговаривают: У дядюшки Трифона семеро детей,

                            Семеро детей – все сыновья.

                            Они не пьют, не едят

                            Друг на друга глядят и все делают вот так.

При этом водящий выполняет какие- либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.  

Логопед: Дров накололи, садитесь поудобнее, я расскажу вам небылицы:

Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

- Чем ты бороду красил?

Я не краской не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

На берёзке сидит заяц,

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко крякают котята.

ЛогопедВот какие веселые небылицы, а сейчас мы с вами выучим новую скороговоркуНа былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

  • Прохлопать ритм скороговорки.
  • Произнести скороговорку хором, индивидуально.
  • Послушать какие звуки голосом я выделила
  • В каких словах слышится звук (п), а в каких звук (б).
  • Произнести скороговорку тихо громко.
  • Произнести скороговорку грустно, весело.
  • Выделить голосом слова: На былинке пылинка,

Пылинка на былинке(и наоборот).

  • Проговорить скороговорку сначала низким, а затем высоким голосом.

Логопед: Молодцы, выучили скороговорку, а еще на Руси дети дразнили друг друга. Какие дразнилки, мирилки вы знаете?                                                       Кому кину мяч, тот и рассказывает:

Жадина – говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.(Восп.)

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.(Восп.)

Огурец, огурец,

Не ходи на тот конец,

Там волки живут,

Тебе ноги подшибут. (Восп.)

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подерёмся.(Восп.)

Логопед: а сейчас

Загадаю я загадку.

Логопед.Деревянная подружка,

Без нее мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Логопед:Встаньте  на ножки и достаньте-ка ложки, а теперь мы будем отстукивать ритм нашего четверостишия:

На горушке – избушка,

Живет в ней старушка.

Сидит на печи, жует калачи.

Логопед: А сейчас мы проведём конкурс «Как вы знаете русский народный фольклёр». (Проводит воспитатель: Довгополая Т.В.).

Вечерние посиделки не обходились без любимых загадок. Давайте отгадаем загадки. Ну, тогда начнем, только загадки будут не простые. Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?

Восп.: То, что помогает хозяйке у печи.

Логопед: Я буду загадывать, тот, кто отгадает, о чем речь, должен показать этот предмет.

Помогаю я хозяйке

Ухватить чугунок жаркий. (Ухват)

Поправить топку поможет ловко

Помощница огня,

Трудяга…..(Кочерга)

Варят суп во мне и щи,

Ты в печи меня ищи. (Чугунок)

Логопед: Есть такая пословица: “Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”.

Мы сегодня с вами знатно поработали и поскольку на Покров день было много угощения, то мы решили угостить вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»

Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...

Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста

использование народных фольклорных форм в группе раннего возраста детского сада...

использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста

проведение работы с детьми в группе раннего возраста с использованием разных форм народного творчества...

Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ

Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ:  пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. Знакомясь с пот...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Тема «Использование устного народного творчества в воспитании и укреплении родственных связей»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством устного народного творчества.ЗадачиРасширять социальные представлен...