Работа логопеда в условиях обновления образования
статья по логопедии

На сегодняшний день развитие образования претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_logopeda_v_usloviyah_obnovleniya_obrazovaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день развитие образования претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни.

Реализация принципов и идей в условиях обновления дошкольного образования ставит задачу создания новой образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянного профессионального развития. Делается основной акцент не столько на исправлении недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализации дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

Сейчас основным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества. Ключевой понятийной категорией выступает профессиональная компетенция, которая рассматривается, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

          Логопедическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление работы с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сформированности всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

          На сегодняшний день для логопеда возникает необходимость включить задачи по коррекции речевых проблем у дошкольников во все аспекты образовательной деятельности, тем самым расширить контекст решения логопедических задач, а значит, обогатить контекст развития дошкольника с речевыми нарушениями.

          Традиционная  логопедическая коррекция на сегодняшний день имеет ряд специфических проблем: фиксируя свое внимание на преодолении недостатков речи (постановка звуков, отработка лексических и грамматических категорий и т. п.), нередко упускаются такие важные приоритеты, как охрана и укрепление психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, развитие доброжелательных отношений.

           Решение этих проблем возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю, но, все, же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование, а в качественаправлений развития профессиональной компетентности современного логопеда необходимо выделить:

- реализацию системно-деятельностного подхода, т.е. ухода от репродуктивного способа решения логопедических проблем ребенка к активной деятельности ребенка в процессе коррекции нарушений речи;

- необходимость выхода деятельности логопеда за рамки логопедических занятий и переход к осуществлению логопедического и/или психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при реализации образовательных областей;

- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

- развитие умения использовать разные формы сотрудничества с родителями (законными представителями).

 При условии реализации всех указанных выше направлений работы можно будет говорить о том, что деятельность логопеда будет качественно меняться не только с точки зрения ее организации, но и будет обновляться ее содержательное наполнение в соответствии с современными требованиями.

  В условиях обновления образования образования меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

         Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка.

Задачи диагностического направления:

своевременное выявление речевых нарушений;

предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями;

- определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

2. Коррекционно-развивающее.

        К коррекционно-развивающему направлению относятся:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

- проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

        Задачи коррекционно-развивающего направления:

а) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:

- исправление дефектного звукопроизношения,

- сформировать звукослоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы.

б) формирование лексического компонента речи:

- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

в) формирование семантической структуры слов:

- развитие лексической системность и семантические поля;

- формирование навыков словообразования.

г) формирование грамматической стороны речи:

- устранение имеющихся аграмматизмов;

- закрепление категориальных значений различных частей речи; дифференциация категориальных значений различных частей речи; уточнение грамматических значений слов;

- формирование грамматических и морфологических обобщений.

д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:

- формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

- расширение фразы до необходимого объема;

- развитие навыка построения связного речевого высказывания.

е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

- мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

- свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику;

- динамическую организацию двигательного акта;

- сенсомоторные взаимодействия.

ж) формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельное планирование речевых высказываний;

- умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания;

- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

- умение обращаться к логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

з) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности

и) формирование нравственных установок ребенка через смысловое содержание речевого материала.

3. Методическое.

        К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

- консультирование педагогических работников;

- консультирование родителей;

- выступления на семинарах логопедов;

- проведение открытых логопедических занятий;

- выступления на родительских собраниях;

- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

- работа по теме самообразования;

- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

- пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

        Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья _Деятельность педагога-организатора в условиях обновления образования_

Статья посвящена описанию ведущих функций педагога-организатора  в настоящее время: воспитательной, защитной, организационно-управленческой, методической, профилактической...

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...

Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации

Статья  раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Презентация "Новые подходы обучения и воспитания детей в условиях обновления образования"

В процессе работы я обратила внимание на такую проблему,что дети часто отказываются изучать новый материал, внимание часто рассеяно.. Поэтому я решила изменить пространственную среду:книжный уголок,из...

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...

Статья "Деятельность музыкального руководителя в условиях обновления образования:традиции и новации"

Эта статья рассказывает о поисках инновационных средст, методов и приёмов, направленных на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. одним из таких методов является мето...