Итоговая Аттестационная Работа Педагогический проект «ФОП ДО : реализация в современных условиях обновления образования»
материал
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовии «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Республика Мордовия г.Саранск ул. Транспортная ,19
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ- Педагог 13 .ру»
Итоговая Аттестационная Работа
Педагогический проект
«ФОП ДО : реализация в современных условиях обновления образования»
Выполнила : слушатель КПК
Зорина Светлана Михайловна
воспитатели МБДОУ «Инсарский
детский сад «Золотой ключик»
комбинированного вида»
Инсарского муниципального района
Республика Мордовия
Саранск 2024
Каков механизм обновления содержания дошкольного образования в условиях ФГОС? Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Ключевая линия дошкольного детства— это приобщение к ценностям культуры. И как сказал А.Г.Асмолов: "В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не подготовкой к школе. И это приобщение происходит через игру. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребёнком, а вместе, рядом"
Инновационная деятельность в ДОУ — это деятельность развивающая и развивающаяся.
Выбранная тема является актуальной, потому что в жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью всей системы образования. Очевидно, что совершенствование этой ступени — необходимость, которая предопределит дальнейшее развитие самых маленьких граждан. Сегодня в Российской Федерации уделяется достаточно внимания инновационной деятельности в развитии системы среднего общего и высшего образования, но в то же время основополагающая образовательная ступень в виде дошкольного образования остается без должного внимания. Таким образом, проблема управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) является актуальной и требующей современных подходов решения.
Введение. Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения, «Профессиональном стандарте педагога».
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое? Качество образования - ряд свойств и характеристик, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
- Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
- Для родителей – это эффективное обучение детей:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
- Для педагога - профессиональные качества:
- видение современных задач дошкольного образования;
- наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
- умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
- проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
- умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
-способность к самообразованию;
- умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность.
Таким образом, качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.
К концу 21 века человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.
Любая инновация – это изменение того, что уже существует.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально – экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного возраста, резко взросла актуальность поиска новых, эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.
Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это требование времени.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышения его качества, приведение в соответствии с мировыми стандартами.
На современном этапе в связи с ведением в действие ФГОС, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно – методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги – новаторы, а каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер.
Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явление, как инновация? К основным из них следует отнести:
Необходимость необходимого поиска путей решения соответствующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг
, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
Возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
Конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую – то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.
Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат.
Повышение качества образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО обеспечивает его участникам:
воспитанникам: повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;
педагогам: повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, ИКТ, технологии «творческая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.
родителям: получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
учреждению: повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ.
Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке, и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.
При этом ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважение к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире.
Миссией дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребенка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения дошкольного образования.
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направления в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.
В процессе изменения ДОУ меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.
Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО
У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:
- общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
- нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
- инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
- сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.
Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:
- повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
- оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
- затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
- переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
- перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
- уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.
Что в итоге
- С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.
- ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.
- Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Итоговая аттестационная работа Тема: «Современные технологии психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников»
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения современных психолого-педагогических технологий при взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников и разработка соотве...

Итоговая аттестационная работы "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки"
Тема аттестационной работы: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки".В этой работе представлен конспект занят...

Презентация консультации для воспитателей: "ФОП ДО: реализация в современных условиях обновления образования"
Цель консультации: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере разработки и реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями...

