Итоговая Аттестационная Работа Педагогический проект «ФОП ДО : реализация в современных условиях обновления образования»
материал

Зорина Светлана Михайловна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_kursy.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное учреждение дополнительного  профессионального образования Республики Мордовии «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

Республика Мордовия г.Саранск ул. Транспортная ,19

       ГБУ  ДПО  РМ  «ЦНППМ- Педагог   13 .ру»

                    Итоговая Аттестационная Работа

                           Педагогический проект

«ФОП ДО : реализация  в современных условиях обновления образования»

Выполнила : слушатель КПК

Зорина Светлана Михайловна

воспитатели  МБДОУ «Инсарский          

 детский сад «Золотой ключик»

комбинированного вида»

Инсарского  муниципального района

Республика Мордовия

Саранск 2024

Каков механизм обновления содержания дошкольного образования в условиях ФГОС? Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Ключевая линия дошкольного детства— это приобщение к ценностям культуры. И как сказал А.Г.Асмолов: "В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не подготовкой к школе. И это приобщение происходит через игру. Дать  ребенку  наиграться,  создать  для  него достойную  развивающую  среду,  помогать  в  ней  развиваться,  находясь  при этом не над ребёнком, а вместе, рядом"

Инновационная деятельность в ДОУ — это деятельность развивающая и развивающаяся.

Выбранная тема является актуальной, потому что в жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью всей системы образования. Очевидно, что совершенствование этой ступени — необходимость, которая предопределит дальнейшее развитие самых маленьких граждан. Сегодня в Российской Федерации уделяется достаточно внимания инновационной деятельности в развитии системы среднего общего и высшего образования, но в то же время основополагающая образовательная ступень в виде дошкольного образования остается без должного внимания. Таким образом, проблема управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) является актуальной и требующей современных подходов решения.

 Введение.  Социально – экономические изменения в России привели к необходимости  модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения, «Профессиональном стандарте  педагога».

     В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?  Качество образования - ряд свойств и характеристик, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.   Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

  • Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
  • Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- успешность обучения;

- поддержание желания учиться;

  • Для педагога - профессиональные качества:

 - видение современных задач дошкольного образования;

- наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

- умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

- проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

- умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

- умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

-способность к самообразованию;

- умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность.

Таким образом, качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

К концу 21 века человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет  в связи с изменением социально – экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного возраста,  резко взросла  актуальность поиска новых, эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это требование времени.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышения его качества, приведение в соответствии с мировыми стандартами.

На  современном  этапе в связи с ведением в действие ФГОС, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно  – методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги – новаторы, а каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явление, как инновация? К основным из них следует отнести:

Необходимость необходимого поиска путей решения соответствующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг

, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

Возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

Конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую – то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат.

Повышение качества образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО обеспечивает его участникам:

воспитанникам: повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам: повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, ИКТ, технологии «творческая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.

родителям: получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению: повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке, и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

При этом ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважение к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире.

Миссией дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребенка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направления в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения ДОУ меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО

У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:

  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:

  • повышенная нагрузкаПрограмма насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  • перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

Что в итоге

  1. С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.
  2. ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.
  3. Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Итоговая аттестационная работа Тема: «Современные технологии психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников»

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения современных психолого-педагогических технологий при взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников и разработка соотве...

Итоговая аттестационная работы "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки"

Тема аттестационной работы: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки".В этой работе представлен конспект занят...

Презентация консультации для воспитателей: "ФОП ДО: реализация в современных условиях обновления образования"

Цель консультации: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере разработки и реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями...