Конспект НОД " В гостях у сказки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Павлова Наталья Юрьевна

В конспекте представлены наглядно-игровые средства в логопедических сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gostyah_u_logoskazki.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядно-игровых средств

в логопедических сказках.

Презентация логопедической сказки

 «Звуковой Теремок»

 Павлова Наталья  Юрьевн учитель-логопед МАОУ «ЦО  № 1» г.Белгрода

                                               

    Особое место в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с речевым недоразвитием занимают логопедические сказки. Для педагога, который использует в своей практике логопедические сказки, очень важно, чтобы ребёнок был не только заинтересованным слушателем, но и  активным участником этой сказки. В процессе образовательной деятельности на материале логосказки важно создать условия для психо-эмоционального благополучия и комфорта детей, только тогда они будут активными, деятельными и любознательными.

Представляю вашему вниманию логопедическую сказку «Звуковой Теремок».  В  процессе которой,  в комплексе решались следующие задачи.

Коррекционно-образовательные задачи: обучение различению и правильному произношению звука [ш]  в слогах, словах, фразах, обучение акустико-артикуляционной характеристике звука [ш], упражнение в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец слова),  упражнение в слоговом анализе, составлении слоговых схем, упражнение в ориентировке в пространстве собственного тела, обучение правильному употреблению глагола класть, закрепление названия грибов, знакомство с буквой Ш, упражнение в чтении  слогов, слов с буквой Ш, обучение приёмам массажа, снятия напряжения с глаз.

Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, голоса, тактильных ощущений, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукового и слогового анализа,  развитие координации речи  с движениями, связной речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, интонации.

Воспитательные: создание условий для психологического комфорта и эмоционального благополучия, сохранения физического и психического здоровья, воспитание навыков контроля и самоконтроля за речью, умения работать в коллективе, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

Материал: наглядно-игровое панно «Звуковой Теремок», картинки со звуком  [ш],  картинки-символы для характеристики звуков,  звуковые линейки и кленовые листья для определения позиции звука в слове, наборы для  составления слоговых схем, грибы и корзина, связанные из ниток,  каштаны для самомассажа, демонстрационная буква Ш,  осенние листья, на которых напечатаны буквы А,О,У,И,Ш, корзинка и осенние листья.

Ноутбук, фонограммы «Шум дождя»,  песни «В гостях у сказки», фоновая музыка.

Логопедичекая сказка «Звуковой Теремок».

(Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, фразах,

знакомство с буквой Ш»)

                 Любят дети все нас свете,

                  Сказки добрые смотреть.

                  Любят  дети их читать

                  И конечно в них играть!

                  И сегодня всех, друзья,

                  Приглашаю в сказку я,

                  Сказку не простую,

                  А волшебную, звуковую!

                 

(Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки»)

 (Появляется Теремок на  лесной осенней поляне и плоскостная фигурка мышонка)

                         Жил был в лесу маленький Мышонок. Всё лето и раннюю осень он веселился с друзьями и играл.  Но с каждым днём в лесу становилось холоднее и холоднее.  Всё реже появлялось на небе солнышко, часто шёл дождь.

Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

Солнце спрячется за тучку,

Станет зябко и свежо.

Солнце выйдет из-за тучки,

Тогда уютно и тепло.

Природа начала готовится к предстоящей зиме, повсюду были слышны необычные звуки.

Фонопедическое упражнение «Перед дождём» (метод Емельянова).

Заунывный ветер гонит        

Стаю туч на край небес.

Дети делают creticendo и diminuendo на звук [у].

Ель надломленная стонет,

Делают штро-бас на связках на звук [а].

Глухо шепчет темный лес.

Тихо и долго произносят «пата-nата-nата...» на одном дыхании.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

Поднuмают руки u nроuзносят короткие звуки [а],  начuная, с самого высокого u nостеnенно опускаясь к самому низкому. Показывая высоту звука взмахами кисти

Над струей, сухой и острой,

Набегает холодок.

На одном- дыхании nроuзносят звук [у], делая голосом волну, glissando вверх u внuз  показывая двuженuе звука рукой.

Полумрак на все ложится;

Делают glissando па звук [у] сверху внuз.

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Произносят «кар-кар-кар…» очень громко в разных регистрах.

        Мышонку стало в лесу холодно и одиноко, и он отправился на поиски тёплой норки или уютного домика, в котором можно было бы пережить зиму.  Он побежал по лесной тропинке и вдруг:

                  На поляне   лесной,

                  Увидел Терем расписной,

                  Терем  этот не простой,

                  А волшебный, звуковой!

Мышонок постучал в дверь и спросил:

                  Терем-Терем Теремок,

                  Кто в Тереме живёт?

Никто не вышел навстречу Мышонку, только услышал таинственный звук:

                  Я звук [ш], я здесь живу!

                  И тебя Мышонок в гости зову.

                  Иди ко мне жить,

                  Будем мы с тобой дружить,

                  Я научу тебя звук [ш] произносить!

Мышонок, обрадовался новому другу, подружился с ним, и научился произносить звук [ш]. Давайте и мы научимся произносить звук [ш] и тоже подружимся с ним.

Акустико-артикуляционная характеристика звука [ш].

      Чтоб звук красивым вышел,

       Шире язычок и выше!

       Сделаем из язычка

       Чашечку подняв бока,

       Эту чашечку по бокам

       К верхним мы прижмём зубам.

       Вот теперь над чашкой можно

       Дуть красиво, осторожно.

       Чтоб ветерок бежал,

       Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Характеристика звука.

Давайте составим рассказ о звуке [ш]. Дети описывают звук, составляют схему рассказа помощью картинок символов.

(Звук [ш]  согласный, глухой, всегда твёрдый).

Упражнение «Листья шепчутся». Автоматизация звука [ш] в слогах.

Услышали осенние листья, о том, что Мышонок подружился со Звуком [ш] и зашептались.

                         «Ша – шо - ши» (вопросительно)

            «Шу – шо – шу» (удивлённо)

            «Шта – што - шты» (радостно)

Игра «Прятки». Развитие фонематического восприятия.

Звук [ш] очень весёлый и предлагает поиграть с ним в прятки. Он будет прятаться в слова. Давайте попытаемся его найти и поймать и пальчиками поймать.

Речевой материал: ш, р, са, аш, сы, шапка, стол, кошка, одеяло, подушка, шайба, карандаш, санки, шмель, малыши.

Игра «Куда перелетел листочек?». Определение позиции звука [ш] в словах.

А для следующей игры Звук [ш] подарил Мышонку осенние листочки, с помощью которых можно определять место звука в слове: начало, середина, конец слова, а игра называется «Куда перелетел листочек».

Речевой материал: шуба, камыш, подушка, шар, карандаш, машина, душ.

Отбор картинок на панно.  Упражнение в слоговом анализе.

Мышонок захотел подарить для Звука [ш] картинки с его звуком, давайте поможем ему найти их, среди других картинок. 

Мышонок придумал новую игру. Нужно определить, сколько слогов в словах на картинках и выложить слоговую схему с помощью кленовых листочков.

Упражнение–пальминг, снятие напряжения с глаз.

(Звучит фонограмма шум дождя)

Кажется, в лесу начинается дождик. Давайте послушаем шум дождя, закроем ладошкой правый глаз, затем левый глаз. Глазки не закрываем,  ресницы опущены вниз, сомкните плотнее пальчики, попытайтесь расслабиться. Медленно убираем ладошку с правого глаза, левого.

Речевая игра «Дождик» (массаж спины).  

Дети, но и в дождик мы не будем скучать. Давайте с ним поиграем и сделаем  друг другу массаж .

(Дети становятся парами)

Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом!

Дети встают друг за другом паровозиком и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

По весёлой звонкой крыше - бом, бом, бом!

Постукивают пальчиками

-Дома, дома посидите - бом, бом, бом!

Поколачивают кулачками

Никуда не выходите, - бом, бом, бом!

Растирают рёбрами ладоней.

Почитайте, поиграйте - бом, бом, бом!

Кладут ладони на плечи и растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте… бом, бом, бом!

Поглаживают ладонями.

Упражнение  «Поймай солнечного зайчика». Упражнение на ориентировку в пространстве собственного тела.

        Выглянуло солнышко. Мышонок вышел на поляну и начал играть с солнечным лучиком. Давайте и мы  поиграем. Поймайте солнечный лучик над  головой, слева, у правого уха, за спиной, у левого глаза, перед грудью.

       Актуализация словаря по теме: Грибы. Упражнение в построении фразы с глаголом  класть.

       После дождя в лесу появилось много грибов. Мышонок взял корзину и пошёл собирать грибы, делать запасы на зиму. А мы давайте ему поможем собрать грибы в корзину.

Среди грибов Мышонок нашёл каштан и решил поиграть с ним.

Самомасаж каштанами. Развитие координации речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять!  (Перекладывают каштан из одной руки в другую) 

С каштаном  будем мы играть!              

Упражнения выполнять  

С каштаном будем мы играть,  (Прокатывание каштана  между ладонями)                                                       

Между ручками катать!                    

В руку правую возьмём         (Сильно сжимаем каштан в правой руке)  

И сильней его сожмём!

Кулачок мы  разжимаем,       (Пальцы расслабляются, кулачок разжимается)

Расслабляем…Отдыхаем

В руку левую возьмём            (Сильно сжимаем каштан в левой руке)  

И сильней его сожмём!

Кулачок мы разжимаем,        (Пальцы расслабляются, кулачок разжимается)

Расслабляем…Отдыхаем.

      Знакомство с буквой Ш.  Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

       Когда Мышонок вернулся в Теремок, Звук [ш] очень обрадовался и показал ему свой портрет.   (Демонстрационная буква Ш).

       А Мышонок решил сделать маленький портретик Звука [ш]  из фисташек, фасолин.    (Дети выкладывают на индивидуальных панно букву Ш).

       

       

     Упражнение в составлении и чтении слогов, слов  с буквой Ш.

        В это время подул сильный ветер, который принёс нам очень красивые листья. Это не совсем обычные листья, на одном из них тоже портрет Звука [ш], буква Ш и другие буквы, которые мы уже знаем. Давайте научим Мышонка составлять  и читать слоги , слова  с буквой Ш.

         (Дети составляют и читают на панно слоги и слова).

       

                     Так и остался Мышонок в Теремке со Звуком [ш], жить-поживать, да зиму ждать.

                Дети, вам понравилась сказка? А с каким звуком мы в ней познакомились?

       Давайте соберём полную корзину осенних листьев для Мышонка и вспомним, в какие игры мы сегодня играли, что было интересно.  

        Вот и сказке конец, а кто в ней участвовал – молодец!

        (Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки»)

Список литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д. Практикум по сказкотерапии /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева-СПб:РЕЧЬ.2001

2.Ивановская,О.Г.логопедические сказки для развития речи: сказка в природосообразном образовании/О.Г. Ивановская. Е.А. Петрова. С.Ф.Савченко.-СПб:КАРО,2008

3. « читаем сказки с логопедом:Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста»  О.Г.Ивановская,Л.Я.Гадасина,из-во  «Каро»,СПб,2007

4. «Умные сказки» ЗАО « Олма Медиа Групп»,Москва 2013

5. « Сказки.Игры.Загадки» ЗАО « Олма Медиа Групп», Москва 2013

6.Емельянов В.В. « Фонопедический  метод развития голоса: Первый уровень:развивающие голосовые игры» СПб,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины "В гостях у сказки"

Конспект викторины "В гостях у сказки", на которой обобщаются знания детей сказок русских и зарубежных писателей и русского народного фольклора....

Конспект занятия "В гостях у сказки"

·        Учить детей находить и называть предметы круглой и квадратной формы;·        Закрепить умение детей различать и наз...

Конспект НОД "В гостях у сказки" (группа раннего возраста)

Цель: развивать активную речь ребенка, опираясь на театрализованную деятельность. Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим;Формировать интерес к театрально-и...

Конспект НОД: "В гостях у сказки"

НОД по ознакомлению детей старшей группы по ознакомлению с художественной литературой...

Конспект развлечение "В гости к сказкам" К.И.Чуковский

Ход развлечения Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!-Ребята, а вы любите путешествовать?  (да)         Ну...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...