Повышение познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Повышение познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Повышение познавательной и речевой активности у детей»
Повышение познавательной и речевой активности у детей - один из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая активность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод.
Главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
В группе компенсирующей направленности должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Организация коррекционного часа
в группе компенсирующей направленности».
Составила: учитель-логопед Корнюхина А. В.
В группе компенсирующей направленности деятельность всех специалистов взаимосвязана и взаимодополняема, она должна проявляться на занятиях и в свободной деятельности детей, т. е. она продолжается весь период пребывания ребенком в детском саду. Огромную роль в коррекции играет воспитатель – как один из главных людей, находящийся в тесном контакте с дошкольником. Организация коррекционного часа в группе компенсирующей направленности играет огромную роль. Коррекционный час – это проведение педагогом (воспитателем) действий с детьми, направленных на коррекцию устной речи, выполнение различных коррекционно-развивающих упражнений по заданию учителя-логопеда. Учитель-логопед предоставляет задания, которые устраняют не до конца усвоенный материал на логопедических занятиях, а также задания, направленные на устранение недостатков устной речи – при постановке, закреплению звуков в слогах, словах, в предложениях, тексте и в свободной речи детей, дифференциации звуков и др.
Цель коррекционного часа занятий воспитателя с детьми – это развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением коррекционно-развивающей программы.
Как же может проходить коррекционный час? Деятельность педагога при выполнении заданий может быть организована в виде индивидуальных или подгрупповых коррекционных формах взаимодействия с детьми. Например, в подгруппах детьми могут быть выполнены следующие виды занятий: развитие общей моторики (упражнения для всего тела), развитие мелкой моторики (упражнения с пальчиками-пальчиковая гимнастика), развитие артикуляционной моторики (упражнения с языком, для щек, губ, челюсти-артикуляционная гимнастика), развитие мимических мышц (упражнения, направленные на самомассаж лицевых мышц), развитие фонетико-фонематических процессов (звуковой анализ, определение звука в слове и др.), развитие лексико-грамматических процессов (упражнения, направленные на изменения числа, рода существительных, прилагательных и т. д.), развитие связной речи (знакомство с произведением, составлением рассказа, пересказ и т.п.).
Состав детей и содержание «коррекционного часа» вписываются учителем-логопедом в «Тетрадь взаимосвязи». Они могут меняться и зависят от каждого ребенка, от степени выполнения заданий ребенком, нуждающемся в коррекции. Состав детей не должен превышать более 5 человек, воспитатель может проводить задания индивидуально или малыми подгруппами.
Для того, чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются одинаковые задания, дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Все задания игры и упражнения носят закрепляющий характер.
Особого рассмотрения заслуживают задания, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников, имеющими ОНР. Как правило, у таких детей имеются тяжелые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, системы в занятиях и неоднократного повторения.
Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука в слогах, словах, фразе, предложении и тексте подключается к работе и воспитатель. Объединение 2-5 детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных заданий, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в собственной речи детей, умений осуществлять анализ звучащей речи. Результат во многом зависит от того, насколько удается превратить эту работу над звуком в увлекательную игру.
При исправлении ошибок в детской речи воспитатель должен придерживаться правила: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. Коррекционный час как средство достижения правильной, четкой и выразительной речи-это мощное воздействие на развитие устной речи дошкольников, имеющих ОНР. Успешная коррекционная работа зависит от совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя как одних из главных участников образовательного процесса в ДОУ.
Таким образом, одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность специалистов в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к предлагаемой коррекционной помощи и мотивация к ее принятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
Данный материал будет полезен педагогам для самообразования....
«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»
Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
Картотека "Игры на развитие познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет"
Игры направлены на разритие мотивацию к развитию позновательной и речевой активности....
«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.
Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенны...