Сказка как элемент создания комфортной эмоциональной среды на начальном этапе коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Егорова Надежда Михайловна

Если общество будет определять свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки" ребенка к будущей жизни, тем самым оно будет отрицать самоценность "проживания" эпохи детства ребенком, что недопустимо... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Сказка как элемент создания комфортной эмоциональной среды на начальном этапе коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО                                                        

                                                            Существовала некогда пословица,
                                                           Что дети не живут, а жить готовятся.
                                                           Но вряд ли в жизни пригодится тот,
                                                           Кто, жить готовясь, в детстве не живет. 

С.Я.Маршак [3, с.185]

     Согласно «Концепции дошкольного воспитания»,  «детство - этап подготовки к будущей жизни»... Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки", то отрицается самоценность "проживания" эпохи детства ребенком. Между тем, условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к детству, как самоценному времени жизни, делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.»[1,с. 3]

     Новое понимание детства, в соответствии с  ФГОС ДО,  «детство - ради детства», «связано с субъектной позицией ребенка, которая характеризуется проявлением любознательности, инициативы, самостоятельности, творческой активности… необходимо обогащать эмоциональную сферу детей, которая влияет на формирование мотиваций, потребностей и определяет динамику их интеллектуального развития. [2,c.12] Стандарт указывает на необходимость поддержки  «разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, …понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду»[2, п.1.2]

     Социально-культурная среда претерпевает постоянные изменения, и современные дети также значительно отличаются предшественников. Однако реактивность педагога, готовность к изменениям, способность решать нестандартные ситуации, ответственность и уверенность в правильности принимаемых, подчас мгновенно, решений способствует достижению успеха во взаимодействии как с воспитанниками, так и с их родителями. Кроме того, в соответствии с требованиями Стандарта, позволяет дать возможность всем детям проявлять свою индивидуальность, развиваться собственным темпом, который характерен именно для него с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, что особенно важно при создании специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать потребности детей с ОВЗ, в том числе детей с нарушением речи.

     Организация деятельности учителя-логопеда в ДОУ также должна строиться посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-образовательного процесса, т.е. обеспечивать всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ОВЗ с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей. В работе с детьми с нарушениями речи особенно важна своевременность оказания коррекционной помощи, а также необходимо создание «комфортной развивающей образовательной среды» [2, п.21], повышающей мотивацию детей, способствующих проявлению эмоционально-положительного отклика.

     Опыт показывает, что с ежегодным увеличением количества детей с нарушениями речи, усложняются и дефекты, способные ухудшить адаптацию ребенка при обучении в школе. Кроме того, часто приходиться сталкиваться с тем, что дети, имеющие недостатки речи, болезненно переживают свои проблемы, становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от общения со сверстниками и взрослыми.

     Средства устранения недостатков речи многочисленны: игры, упражнения, артикуляционные гимнастики и т.д. Однако начало всему именно выработка правильной артикуляционной моторики, на что указывают М.Е. Хватцев, О.В.Правдина, М.Ф.Филичева, и многие другие специалисты по вопросам речевых расстройств.[5]

     Артикуляционная гимнастика привлекает детей своей яркостью, эмоциональной выразительностью, перекликающейся с врожденной детской непосредственностью и открытостью миру,  доступной формой.    

Но для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, обязательные для правильного произнесения звуков, необходимо следовать одному из наиболее важных принципов в работе с детьми-логопатами  – принципу повторяемости. Это объясняется сниженной способностью детей с речевыми нарушениями к автоматизации определенных артикуляционных умений.

     Повторение одних и  тех же упражнений быстро надоедает ребенку, появление одного и того же героя, даже  если он регулярно отправляется в какие-то путешествия или оказывается в сложных ситуациях, требующих помощи детей, также достаточно быстро истощают интерес. В своей работе я отдаю предпочтение использованию различных артикуляционных сказочных сюжетов или адаптированных сказок с разными героями, что, на мой взгляд, позволяет удержать интерес детей значительно дольше. Ежедневное занятие, начинающееся с дыхательной и артикуляционной  гимнастик, становится единым сказочным сюжетом, где ребенок  не просто «тренируется», а является непосредственным участником сюжета, или его создателем, рассказчиком, или слушателем, одновременно выполняющим определенные действия.

     Сказка, по мнению О.Ф.Васьковой, А.А.Политыкиной,  это язык детства, более информативный для детского разума, чем обычная взрослая речь. Она доступно рассказывает ребенку о жизни, учит добру, обличает зло, подсказывает решение проблемных ситуаций, при этом не делая акцента на недостатках звукопроизношения и необходимости их исправления. В артикуляционной сказке всегда есть не один урок, а как минимум два. Один, формирующий у ребенка основы поведения и общения, обучающий терпению и упорству, стремлению к достижению поставленной цели; второй, имеющий непосредственную коррекционную направленность. [6]

     В своем опыте работы с детьми с нарушениями речи, я постоянно убеждаюсь, что сказка исключает появление эмоционального дискомфорта, испытываемого ребенком при общении со взрослым, тем более пытающемся изменить что-то в привычном для него укладе жизни. А ведь именно эмоциональный дискомфорт, по мнению многих физиологов и психологов, в т.ч.  Е.Н.Винарской, отрицательно сказываются на развитии всех сторон речи.

     Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу, и я забываю; я вижу, и я помню; я делаю, и я понимаю». С.Рубинштейн утверждал, что «человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает сам». На мой взгляд, с этим невозможно не согласиться, ведь практика показывает, что активные действия, подкрепленные самостоятельной речевой деятельностью способствуют лучшему усвоению любого материала, в том числе улучшению артикуляционных движений, координированной работе артикуляционного аппарата.

      Кроме того, особенность детского восприятия сказки позволяет неоднократно повторять ее ими самостоятельно, дополняя и совершенствуя; воспитателям доступно ее воспроизведение в группе, а родителям, не имеющим специальных навыков – в домашних условиях. Все это является дополнительной коррекционной поддержкой, направленной на формирование правильного артикуляционного уклада и развитие речи в целом.

     Бесспорно, что детство является  важнейшим этапом человеческой жизни, и само по себе является самобытным, ярким, неповторимым  периодом, но, к сожалению, быстротечным. Задача взрослых наполнить его положительными эмоциями, сделать незабываемым и счастливым.

Список литературы:

1. Концепция дошкольного воспитания/Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1 //Библиотека нормативно-правовых актов, 2011

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 25 ноября, 2013

3. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970.

4. ФГОС ДО: комментарии и рекомендации //Дошкольное воспитание, №6 - М.: Воспитание дошкольника, 2017

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида// Под ред.Бондарчук О.А.- М.: Просвещение, 2017

6. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. ФГОС.- СПб.: Детство-Пресс, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»

Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»

laquo;Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представл...