«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников»
статья на тему

Марченко Наталья Александровна

Статья для музыкальных руководителей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного  эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников»

В самой природе музыки лежат её психотерапевтические и развивающие возможности. Используя музыку в нашей работе, за считанные минуты можно снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребёнка.

На протяжении всей жизни музыка сопровождает человека, поддерживает его, давая творческие силы, помогая во всех значимых моментах жизни. Поэтому с раннего детства нам необходимо готовить детей к правильному восприятию музыки.

Музыка является доступным и эффективным психолого-педагогическим методом воздействия на ребёнка. Она всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие человека. Не случайно, в школе Пифагора занятия по математике проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную нагрузку мозга учащихся.

В наше время музыка помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

  • создаёт благоприятный эмоциональный фон и устраняет нервное напряжение;
  • развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышая её активность;
  • формирует мыслительную деятельность и повышает качество усвоенных знаний;
  • обеспечивает психологическую и физическую нагрузку после учебной нагрузки во время физкультминуток.

Но чтобы воздействие музыки на здоровье ребёнка оказалось благотворным, следует помнить о возможностях разрушительного влияния её на организм человека. К таким негативным явлениям относится  чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмических звуковых потоков музыки, которые не соответствуют жизненным ритмам (пульсу, дыханию, моторике движений) и возрасту детей.

Спорным фактором является частое использование в дошкольных учреждениях некоторой фонограммой музыки в острых современных ритмах, безусловно, сложной для восприятия ребёнка; классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Такая музыка может не выполнить своё предназначение, даже навредить, ухудшив состояние и здоровье ребёнка.

Педагог, используя музыкальный дизайн в образовательной деятельности, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Например, формируя у детей временные понятия, воспитатель обращает внимание детей на то, как в музыке отражаются признаки, например, времени года, частей суток.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, на втором плане. Например, дети занимаются со знакомым раздаточным материалом, классифицируют предметы, рисуют фигуры, занимаются штриховкой и т.д.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так, например, на занятии по математике с целью активизации мышления, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития ребёнка.

Напомнив о значении музыки, мы обратили внимание на то, как музыка может помочь в создании психологического комфорта детей, активизации мыслительной деятельности, развитии воображения детей в процессе формирования и развития познавательных представлений. Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников. 
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

В соответствии с федеральными государственными стандартами выдвигаются следующие требования: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. 
Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.).

  • Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. 
    Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. 
    Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его. 
    Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их могут помочь родители воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей. 
    При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать в соответствии с ФГОС: 
  • Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 
  • Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе. 
  • Учет возрастных особенностей детей. 
  • Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 
  • Возможность переноса оборудования в другие места. 
  • Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя. 
  • Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны. 

    Классификация оборудования для музыкальных зон: 
  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами). 
  • Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: 
    • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.); 
    • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики); 
    • с одним фиксированным звуком (дудки): 
    • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.) 
  • Музыкально-дидактические игры и пособия: 
    нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»). Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку. 
  • Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски. Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. 
  • Сейчас актуально изготавливать самодельные музыкальные инструменты из всевозможного бросового материала. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушками, и т.д. 
    Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. 
  • В музыкальном уголке должны быть театры: 
    Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Виды театров: 

  • театр картинок (Фланелеграф) 
  • Пальчиковый театр 
  • Кукольный театр 
  • С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках. 
  • Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т.д.) 
    Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.

 Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. 
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. 
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями. 
Итак, в свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»

Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....

Мастер класс Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средства активизации мыслительной деятельности

Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности....

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

Проект по развитию и активизации мыслительной деятельности «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в ус...

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»

laquo;Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представл...