Методические разработки
план-конспект занятия по логопедии

Шумахер Нелли Николаевна

Конспект открытого логопедического занятия по мотивам сказки   Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Презентация к занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_k_konspektu.pdf773.11 КБ
Файл konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

по мотивам сказки   Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Тема занятия: «Автоматизация звука «С» изолированно, в слогах (игровая ситуация «Приключения Алисы в Звуковом Городе»)

Цель: автоматизировать и закрепить понятия согласный звук и буква С (заглавной и строчной).

Задачи:        

коррекционно-образовательные:

  • добиваться правильного произнесения звука С;
  • дать характеристику и правильную артикуляцию звука С;
  • закрепить навык автоматизации звука С изолированно, в слогах, словах.
  • Упражнять  детей  различать понятия «звук» и «буква», «гласный» и «согласный» звук, буква;
  • упражнять подбирать слова, начинающиеся на звук С, определять позицию звука С в начале слова, середине и конце слова;
  • знакомство с буквой С (заглавной и строчной).

коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику у детей;
  • развивать фонематический  и фонетический слух;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы;
  • расширять и активизировать словарь детей и связную речь.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать дружелюбное отношение к людям разных стран, любовь к путешествиям, гостеприимство, вежливость.

Форма занятия: групповое логопедическое

Группа: подготовительная группа детей (ОНР)

Тип занятия: закрепление пройденного  материалом (открытое логопедическое занятие)

Предмет: логопедическое занятие по развитию слухового внимания и обучению грамоте.

Интеграция образовательных областей: 

«Познание»

  - расширение представления детей с ОНР о людях разных стран (например, Англии)

 «Речевое развитие»

- знакомство с согласным звуком и буквой С;

- развивать диалогическую речь детей, умение задавать  и отвечать на вопросы;

-  расширение словаря, активизация связной речи детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

-воспитание культуры общения, дружелюбного отношения к людям разных стран, гостеприимства, активизация речевой деятельности детей.

«Физическое развитие»

- развитие общей и мелкой моторики.

 «Художественно-эстетическое развитие»

- развитие понимания красоты окружающего мира.

Вид детской деятельности: речевая, игровая деятельность, познавательная деятельность.

Методы и приёмы  коррекционно-развивающей работы:

Наглядные методы:

- рассматривание и выбор  карточек, картинок, схем по теме;

Словесные методы:

-рассказ, беседа, объяснение, чтение стихов,

-уточнение и распространение высказывания.

Практические методы:

-игровая ситуация;

-дидактические игры;

-знаковые схемы;

- артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика.

Предварительная работа с детьми: знакомство детей с жизнью людей в Англии, просмотр мультфильма «Алиса в стране чудес», чтение отрывков из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», объяснение детям значений новых слов, автоматизация звуков С в слогах, словах.

Продолжительность занятия в подготовительной группе - 30 минут.

1часть – вводная

Цель: мотивация детей (создание игровой ситуации «Приключения Алисы в Звуковом Городе»); формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми, создание образовательной ситуации (5 минут)

2 часть – основная

Цель: знакомство с новым материалом, уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым (20 минут).

3 часть – итоговая

Цель: уточнение и закрепление знаний о согласном звуке и букве С.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Плавный вывод  детей из непосредственно организованной образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность (5 минут).

Ожидаемый результат:

  • дети закрепили знания  о согласном  звуке и букве С (заглавной и строчной), правильной артикуляции звука С в речи детей и образа и элементов буквы С;
  • дети умеют сравнивать понятия «звук» и «буква», «гласный» и «согласный» звук, буква;
  • дети умеют определять позицию звука С в словах;
  • сформирован фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление;
  • речь детей активизирована;
  • сформировано положительное настроение детей на занятии;
  • сформирован познавательный интерес, любознательность;
  • сформировано доброжелательное отношения к окружающим людям, чувство гостеприимства, любовь к путешествиям.

Материально-техническое обеспечение:

компьютер, проектор, индивидуальные зеркала, фрукты - сквиш, картинки с изображением предметов на звук и букву С, буква С (на экране заглавная и строчная буква С, при формировании понятия буква), кубики синего и белого цвета, мяч,  веревочки синего цвета, маркеры, мольберты (пунктиром прописаны заглавная и строчная буква С), компьютерная презентация к занятию, листок с именем АЛИSА, кукла Алиса.

Ход занятия:

1 часть – Вводная

Ход:

Дети входят в кабинет (звучит музыка из мультфильма «Приключение Алисы в стране чудес».)

Проектор слайд 1: на экране картинка с изображением книги Л.Кэрролла «Приключение Алисы в стране чудес») учитель-логопед приветствует детей  с  Алисой.

  Музыка играет за кадром Зазеркалье произносит: 

Мир волшебный – зазеркалье,

Дверь внезапно распахнул.

Ой, куда же я попала?

В незнакомую страну!

Учитель-логопед: Добрый день ребята, вы только посмотрите,  кого я привела вам в гости, это же Алиса из страны чудес!

Представляете, Алиса рассказала мне интересный способ знакомства с помощью ног, вы знаете такой способ? Я вас научу, встаём в круг,  поднимаем  правую ногу и одновременно произнесим своё имя!

Предполагаемый ответ детей:   дети встают в круг, поднимают правую ногу и одновременно произносят свои имена.

Учитель-логопед: Я услышала имена Вероника, Степа, Степа,  Карина, Тимур, Ксюша (перечисляет имена детей) я правильно назвала ваши имена? Ну вот, Алиса и с вами познакомилась!

 Предполагаемый ответ детей:   да

слайд 2: страна Россия

Учитель-логопед: А вы знаете, как нарисовать своё имя? Алиса как истинная англичанка, знает только на Английском. Когда она приехала в вашу страну, её попросили написать своё имя и она нарисовала, как обычно это делает в своей стране Чудес, вот так АЛИSА (учитель-логопед берёт листок из-за спины Алисы), но ей  сказали, что не правильно…

- Ребята, посмотрите, что не правильно Алиса нарисовала?

Предполагаемый ответ детей:   Алиса не правильно нарисовала букву С.

Учитель-логопед: так, так, так…что нужно сделать Алисе, что бы правильно её нарисовать?

Предполагаемый ответ детей:   Алисе нужно выучить звук и букву С русского языка. 

Учитель-логопед: Замечательно! Вы научите её  этому?

Предполагаемый ответ детей:   да

Учитель-логопед: В стране чудес, где  живёт Алиса, есть очень интересный Звуковой город,  в котором живут звуки, я думаю, что и в вашей стране есть Звуковой город.

И чтобы попасть в Волшебную страну звуков, нам нужно 5 раз в правой руке сжать фруктовые кексы, которые  Алиса передала из страны Чудес, они помогут в нашем путешествии, и вы поможете Алисе выучить звук и букву С, тогда она  научиться  правильно ее рисовать в своем имени.

Закрываем глаза… один, два … (в это время педагог Алисе одевает большой бантик)

 (Музыка  превращения, педагог и дети сжимаем пирожное, и как будто становятся меньше)

Создание образовательной ситуации.

Играет музыка

Учитель-логопед: О –ё-ё-ё-ё … Мне кажется, мы уменьшаемся, вам тоже так кажется? Эти фруктовые кексы волшебные. Теперь мы с вами, стали маленькими и сможем пройти через зеркало! Готовы? (педагог и дети проходят сквозь зеркало и оказываются в Волшебной стране звуков, передними замки)

Город звуков башни красного, синего и зелёного цвета

Учитель-логопед: Вот так чудо город!

Ребята, вот мы свами всё говорим звук, буква..(2 раза)

Скажите мне пожалуйста, а что такое звук?

Предполагаемый ответ детей:   Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Учитель-логопед: Как интересно…

А что такое буква?

Предполагаемый ответ детей:  Буква — это то, что мы видим и пишем (рисуем)

Буква-это обозначение звука на письме, букву мы рисуем.

Мотивация детей на предстоящую деятельность:

Учитель-логопед: Ребята, теперь Алиса знает, что такое звук, и что такое буква…, но Алиса не знает  (педагог показывает на замки) почему в  городе звуков замки разного цвета? Красный, Синий и Зелёный. Как же Алисе понять, какие звуки в них живут?

Предполагаемый ответ детей:   В Красном замке живут гласные звуки. Они поются, нет преграды для воздуха, произносятся с помощью голоса, обозначаются красными кружками.

В Синем  замке живут согласные звуки с твёрдым характером. У них есть преграда для воздуха, обозначаются синими кружками.

В Зелёном  замке живут согласные звуки с мягким  характером. У них есть преграда для воздуха, обозначаются зелёными кружками.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми:

Учитель-логопед: Ребята, нам нужно  выбрать,  в какой Звуковой замок мы отправиться. Для этого нам нужно определить,  какой звук С (гласный или согласный)?

- Как нам это узнать? (задумчиво)

Слайд гиф письмо (Звук сообщения)

2 часть - Основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Ход:

Учитель-логопед: Ой, ребята это сообщение!

Читает - Алисе и её друзьям!

Учитель-логопед: Интересно?

Слайд 4: + Голосовое сообщение от Шляпника (голосовая запись)

«Дорогая Алиса и ребята, Вас приветствует Шляпник, вы можете меня увидеть на зеркалах, которые стоят у вас на столах. Я дам вам первую подсказку, как узнать в какой вам замок нужно отправиться. Послушайте внимательно  мою загадку» (на столах стоят зеркала  индивидуальные, где с одной стороны зеркала изображение Шляпника):

Пыль поднял и ветки клонит,

Облака на небе гонит.

Знают взрослые и дети,

Что шалит так, только...

Предполагаемый ответ детей:   Ветер

Учитель-логопед: Правильно ребята это ветер, но ветер бывает разный…

Автоматизация изолированного звука С:

Учитель-логопед: Попробуем подуть как ветер? (дети смотрят и произносят звук С в зеркала на столах)

Мы подуем высоко: С – С – С … (руки поднимаем вверх)

Мы подуем низко: С – С – С… (руки опускаем низко)

Мы подуем далеко: С – С – С…(руки вытягиваем вперед)

Мы подуем близко: С – С – С… (руки подносим к губам)

Предполагаемый ответ детей:  выполняют задания из Волшебного письма, учитель-логопед с детьми произносит звук С.

Учитель-логопед: Ребята, какой ветерок дует, когда мы произносим звук С? Тёплый или холодный?

Предполагаемый ответ детей:   Дует холодный ветерок.

Учитель-логопед: В какой же замок нам нужно идти?

Предполагаемый ответ детей: нам  идти в Синий  замок, потому, что звук С — согласный, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Обозначается синим кружком.

Учитель-логопед: Замечательно ребята, как красиво звучит звук С! Тогда мы идём с вами в синий замок (учитель-логопед с детьми проходит  через синею башню, звучит голосовое сообщение и выходят на Белого кролика)

слайд  5: Картинка Белого кролика

Голос Белого кролика: Доброе утро ребята, в лесу я встретил Шляпника, он рассказал мне,  что вы помогаете Алисе выучить звук и букву С русского языка, а я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» .

Учитель-логопед:  Ребята я знаю,  как играть в эту игру! Попробуем?

Автоматизация звука [с] в слогах: учитель-логопед  предлагает детям встать в круг

- Я буду называть слоги  и бросать мяч, а вы ловите и бросайте обратно мне, произнеся эти слоги  наоборот.

са – ас, ас – са, со – ос, ос-со, су-ус, ус-су, сы-ыс, ыс-сы.

Предполагаемый ответ детей:  дети вместе с педагогом  выполняют задание Белого кролика.

Учитель-логопед:  Мы справились с этим заданием!

слайд 6: Труляля и Траляля (в это время за кадром)

- Алиса доброе утро, это мы братья Труляля и Траляля, а попробуйте справиться с нашим заданием -  послушайте внимательно, что вам с ребятами нужно сделать:

- Разделитесь  на 3 команды  по 2 человека и подберите картинки, которые подходят к 1- схеме (где звук С в начале слова), ко 2-й схеме (где звук С в середине слова слова), к 3-й схеме (где звук С в конце слова слова) (выложены из кубиков схемы слов, дети подбирают правильную схему к выбранному слову)

Учитель-логопед: Труляля и Траляля мы справимся с вашим заданием, правда ребята?

Предполагаемый ответ детей:  да, выполняют задание, называют картинки, которые подходят к 1,2, и 3 схеме (проговаривая ответ полным предложением: в слове СОК звук С находиться в начале слова)

Учитель-логопед: Ребята, а где звучит звук С в имени Алиса?

Предполагаемый ответ детей:  в имени Алиса звук С находится в конце слова.

Учитель-логопед: Правильно! Вы очень хорошо справились с заданием  Труляля и Траляля!

- Ребята, а как же нам правильно нарисовать звук С?

Трулляля и Тралляя оставили нам подсказку посмотрите на экран!

слайд 7: изображение буквы С (заглавная и строчная).

Учитель-логопед: Ребята,  что вы видите? (если нужно педагог подсказывает детям, что звуки, когда рисуем обозначаются буквой)

Предполагаемый ответ детей:   Это согласная буква С.

Учитель-логопед: Правильно. Я даже знаю небольшой стишок о букве С:

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно!

Солнце спряталось за лес,

Месяц светит… буквой С.

Учитель-логопед: На что она похожа? Рассмотрите букву С.

Предполагаемый ответ детей:   Буква С похожа на месяц.

Учитель-логопед: Попробуем выложит букву С из веревочки.

Предполагаемый ответ детей:  выкладывают букву С из веревочки, педагог помогает детям.         

Учитель-логопед: Как замечательно у вас получается!

- Посмотрите какая бывает буква С? Большая - заглавная, и маленькая-строчная.

(открываю мольберты с заданием нарисовать букву С)

 - Ребята так как мы с вами стали маленькими, то посмотрите какие для нас стали большими буквы.

- Нарисуйте букву С  большой и сделайте так,  чтобы буква С стала маленькой. (на табличке имя АЛИ..А с пропущенной буквой С, учитель-логопед рисует,  где точки букву С).

Предполагаемый ответ детей:   выполняют  на лисах логографическое  упражнение, обводят букву С по пунктирным линиям, от заглавной к строчной.

Учитель-логопед: Ребята, покажите пожалуйста, как вы справились с заданием?

У каждого из вас своя особенная буква С, вы все молодцы! Алиса  благодарит вас за то, что вы помогли ей выучить как нарисовать букву С.

Посмотрите, теперь Алиса  правильно нарисовала в своём имени букву С? Предполагаемый ответ детей: да!

3 часть - итоговая

Ход:

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Учитель-логопед: теперь Алиса знает как произноситься звук С и как рисовать букву С в своего имени!

- Давайте вместе с  вами вспомним   какой звук С?

Предполагаемый ответ детей:   звук С — согласный, зубы сближены, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Обозначается синим кружком.

Учитель-логопед: Как обозначается звук С когда рисуем?

Предполагаемый ответ детей:  звук С обозначается буквой С.

Учитель-логопед: Алиса благодарит вас ребята,  за очень увлекательное путешествие по Волшебной стране звуков, вы все очень старались и справились со всеми заданиями.

слайд 8:

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность.

Учитель-логопед:  А теперь, ребята нам пора возвращаться в группу, а я передам Алисе листок с её правильным именем, она покажет, что умеет правильно рисовать русскую букву С! А что бы нам вернуться, нужно сжать наши фруктовые кексы в  левой руке 5 раз!!! Закрываем глаза Один, два … (звучит музыка как вначале занятия).

Предполагаемый ответ детей:   говорят до свидания Алисе, берут вознаграждения, занятие заканчивается.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 «Колобок»

города Новоалтайска Алтайского края

Тема занятия: «Автоматизация звука «С» изолированно, в слогах (игровая ситуация «Приключения Алисы в Звуковом Городе» с детьми старшего дошкольного возраста)

Составитель:

Учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 6 «Колобок»

Попова Н.Н.

г. Новоалтайск 2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...