Методические разработки
план-конспект занятия по логопедии
Конспект открытого логопедического занятия по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Презентация к занятию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_konspektu.pdf | 773.11 КБ |
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Тема занятия: «Автоматизация звука «С» изолированно, в слогах (игровая ситуация «Приключения Алисы в Звуковом Городе»)
Цель: автоматизировать и закрепить понятия согласный звук и буква С (заглавной и строчной).
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- добиваться правильного произнесения звука С;
- дать характеристику и правильную артикуляцию звука С;
- закрепить навык автоматизации звука С изолированно, в слогах, словах.
- Упражнять детей различать понятия «звук» и «буква», «гласный» и «согласный» звук, буква;
- упражнять подбирать слова, начинающиеся на звук С, определять позицию звука С в начале слова, середине и конце слова;
- знакомство с буквой С (заглавной и строчной).
коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику у детей;
- развивать фонематический и фонетический слух;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы;
- расширять и активизировать словарь детей и связную речь.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружелюбное отношение к людям разных стран, любовь к путешествиям, гостеприимство, вежливость.
Форма занятия: групповое логопедическое
Группа: подготовительная группа детей (ОНР)
Тип занятия: закрепление пройденного материалом (открытое логопедическое занятие)
Предмет: логопедическое занятие по развитию слухового внимания и обучению грамоте.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- расширение представления детей с ОНР о людях разных стран (например, Англии)
«Речевое развитие»
- знакомство с согласным звуком и буквой С;
- развивать диалогическую речь детей, умение задавать и отвечать на вопросы;
- расширение словаря, активизация связной речи детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
-воспитание культуры общения, дружелюбного отношения к людям разных стран, гостеприимства, активизация речевой деятельности детей.
«Физическое развитие»
- развитие общей и мелкой моторики.
«Художественно-эстетическое развитие»
- развитие понимания красоты окружающего мира.
Вид детской деятельности: речевая, игровая деятельность, познавательная деятельность.
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы:
Наглядные методы:
- рассматривание и выбор карточек, картинок, схем по теме;
Словесные методы:
-рассказ, беседа, объяснение, чтение стихов,
-уточнение и распространение высказывания.
Практические методы:
-игровая ситуация;
-дидактические игры;
-знаковые схемы;
- артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика.
Предварительная работа с детьми: знакомство детей с жизнью людей в Англии, просмотр мультфильма «Алиса в стране чудес», чтение отрывков из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», объяснение детям значений новых слов, автоматизация звуков С в слогах, словах.
Продолжительность занятия в подготовительной группе - 30 минут.
1часть – вводная
Цель: мотивация детей (создание игровой ситуации «Приключения Алисы в Звуковом Городе»); формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми, создание образовательной ситуации (5 минут)
2 часть – основная
Цель: знакомство с новым материалом, уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым (20 минут).
3 часть – итоговая
Цель: уточнение и закрепление знаний о согласном звуке и букве С.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Плавный вывод детей из непосредственно организованной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность (5 минут).
Ожидаемый результат:
- дети закрепили знания о согласном звуке и букве С (заглавной и строчной), правильной артикуляции звука С в речи детей и образа и элементов буквы С;
- дети умеют сравнивать понятия «звук» и «буква», «гласный» и «согласный» звук, буква;
- дети умеют определять позицию звука С в словах;
- сформирован фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление;
- речь детей активизирована;
- сформировано положительное настроение детей на занятии;
- сформирован познавательный интерес, любознательность;
- сформировано доброжелательное отношения к окружающим людям, чувство гостеприимства, любовь к путешествиям.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, проектор, индивидуальные зеркала, фрукты - сквиш, картинки с изображением предметов на звук и букву С, буква С (на экране заглавная и строчная буква С, при формировании понятия буква), кубики синего и белого цвета, мяч, веревочки синего цвета, маркеры, мольберты (пунктиром прописаны заглавная и строчная буква С), компьютерная презентация к занятию, листок с именем АЛИSА, кукла Алиса.
Ход занятия:
1 часть – Вводная
Ход:
Дети входят в кабинет (звучит музыка из мультфильма «Приключение Алисы в стране чудес».)
Проектор слайд 1: на экране картинка с изображением книги Л.Кэрролла «Приключение Алисы в стране чудес») учитель-логопед приветствует детей с Алисой.
Музыка играет за кадром Зазеркалье произносит:
Мир волшебный – зазеркалье,
Дверь внезапно распахнул.
Ой, куда же я попала?
В незнакомую страну!
Учитель-логопед: Добрый день ребята, вы только посмотрите, кого я привела вам в гости, это же Алиса из страны чудес!
Представляете, Алиса рассказала мне интересный способ знакомства с помощью ног, вы знаете такой способ? Я вас научу, встаём в круг, поднимаем правую ногу и одновременно произнесим своё имя!
Предполагаемый ответ детей: дети встают в круг, поднимают правую ногу и одновременно произносят свои имена.
Учитель-логопед: Я услышала имена Вероника, Степа, Степа, Карина, Тимур, Ксюша (перечисляет имена детей) я правильно назвала ваши имена? Ну вот, Алиса и с вами познакомилась!
Предполагаемый ответ детей: да
слайд 2: страна Россия
Учитель-логопед: А вы знаете, как нарисовать своё имя? Алиса как истинная англичанка, знает только на Английском. Когда она приехала в вашу страну, её попросили написать своё имя и она нарисовала, как обычно это делает в своей стране Чудес, вот так АЛИSА (учитель-логопед берёт листок из-за спины Алисы), но ей сказали, что не правильно…
- Ребята, посмотрите, что не правильно Алиса нарисовала?
Предполагаемый ответ детей: Алиса не правильно нарисовала букву С.
Учитель-логопед: так, так, так…что нужно сделать Алисе, что бы правильно её нарисовать?
Предполагаемый ответ детей: Алисе нужно выучить звук и букву С русского языка.
Учитель-логопед: Замечательно! Вы научите её этому?
Предполагаемый ответ детей: да
Учитель-логопед: В стране чудес, где живёт Алиса, есть очень интересный Звуковой город, в котором живут звуки, я думаю, что и в вашей стране есть Звуковой город.
И чтобы попасть в Волшебную страну звуков, нам нужно 5 раз в правой руке сжать фруктовые кексы, которые Алиса передала из страны Чудес, они помогут в нашем путешествии, и вы поможете Алисе выучить звук и букву С, тогда она научиться правильно ее рисовать в своем имени.
Закрываем глаза… один, два … (в это время педагог Алисе одевает большой бантик)
(Музыка превращения, педагог и дети сжимаем пирожное, и как будто становятся меньше)
Создание образовательной ситуации.
Играет музыка
Учитель-логопед: О –ё-ё-ё-ё … Мне кажется, мы уменьшаемся, вам тоже так кажется? Эти фруктовые кексы волшебные. Теперь мы с вами, стали маленькими и сможем пройти через зеркало! Готовы? (педагог и дети проходят сквозь зеркало и оказываются в Волшебной стране звуков, передними замки)
Город звуков башни красного, синего и зелёного цвета
Учитель-логопед: Вот так чудо город!
Ребята, вот мы свами всё говорим звук, буква..(2 раза)
Скажите мне пожалуйста, а что такое звук?
Предполагаемый ответ детей: Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Учитель-логопед: Как интересно…
А что такое буква?
Предполагаемый ответ детей: Буква — это то, что мы видим и пишем (рисуем)
Буква-это обозначение звука на письме, букву мы рисуем.
Мотивация детей на предстоящую деятельность:
Учитель-логопед: Ребята, теперь Алиса знает, что такое звук, и что такое буква…, но Алиса не знает (педагог показывает на замки) почему в городе звуков замки разного цвета? Красный, Синий и Зелёный. Как же Алисе понять, какие звуки в них живут?
Предполагаемый ответ детей: В Красном замке живут гласные звуки. Они поются, нет преграды для воздуха, произносятся с помощью голоса, обозначаются красными кружками.
В Синем замке живут согласные звуки с твёрдым характером. У них есть преграда для воздуха, обозначаются синими кружками.
В Зелёном замке живут согласные звуки с мягким характером. У них есть преграда для воздуха, обозначаются зелёными кружками.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми:
Учитель-логопед: Ребята, нам нужно выбрать, в какой Звуковой замок мы отправиться. Для этого нам нужно определить, какой звук С (гласный или согласный)?
- Как нам это узнать? (задумчиво)
Слайд гиф письмо (Звук сообщения)
2 часть - Основная
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Ход:
Учитель-логопед: Ой, ребята это сообщение!
Читает - Алисе и её друзьям!
Учитель-логопед: Интересно?
Слайд 4: + Голосовое сообщение от Шляпника (голосовая запись)
«Дорогая Алиса и ребята, Вас приветствует Шляпник, вы можете меня увидеть на зеркалах, которые стоят у вас на столах. Я дам вам первую подсказку, как узнать в какой вам замок нужно отправиться. Послушайте внимательно мою загадку» (на столах стоят зеркала индивидуальные, где с одной стороны зеркала изображение Шляпника):
Пыль поднял и ветки клонит,
Облака на небе гонит.
Знают взрослые и дети,
Что шалит так, только...
Предполагаемый ответ детей: Ветер
Учитель-логопед: Правильно ребята это ветер, но ветер бывает разный…
Автоматизация изолированного звука С:
Учитель-логопед: Попробуем подуть как ветер? (дети смотрят и произносят звук С в зеркала на столах)
Мы подуем высоко: С – С – С … (руки поднимаем вверх)
Мы подуем низко: С – С – С… (руки опускаем низко)
Мы подуем далеко: С – С – С…(руки вытягиваем вперед)
Мы подуем близко: С – С – С… (руки подносим к губам)
Предполагаемый ответ детей: выполняют задания из Волшебного письма, учитель-логопед с детьми произносит звук С.
Учитель-логопед: Ребята, какой ветерок дует, когда мы произносим звук С? Тёплый или холодный?
Предполагаемый ответ детей: Дует холодный ветерок.
Учитель-логопед: В какой же замок нам нужно идти?
Предполагаемый ответ детей: нам идти в Синий замок, потому, что звук С — согласный, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Обозначается синим кружком.
Учитель-логопед: Замечательно ребята, как красиво звучит звук С! Тогда мы идём с вами в синий замок (учитель-логопед с детьми проходит через синею башню, звучит голосовое сообщение и выходят на Белого кролика)
слайд 5: Картинка Белого кролика
Голос Белого кролика: Доброе утро ребята, в лесу я встретил Шляпника, он рассказал мне, что вы помогаете Алисе выучить звук и букву С русского языка, а я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» .
Учитель-логопед: Ребята я знаю, как играть в эту игру! Попробуем?
Автоматизация звука [с] в слогах: учитель-логопед предлагает детям встать в круг
- Я буду называть слоги и бросать мяч, а вы ловите и бросайте обратно мне, произнеся эти слоги наоборот.
са – ас, ас – са, со – ос, ос-со, су-ус, ус-су, сы-ыс, ыс-сы.
Предполагаемый ответ детей: дети вместе с педагогом выполняют задание Белого кролика.
Учитель-логопед: Мы справились с этим заданием!
слайд 6: Труляля и Траляля (в это время за кадром)
- Алиса доброе утро, это мы братья Труляля и Траляля, а попробуйте справиться с нашим заданием - послушайте внимательно, что вам с ребятами нужно сделать:
- Разделитесь на 3 команды по 2 человека и подберите картинки, которые подходят к 1- схеме (где звук С в начале слова), ко 2-й схеме (где звук С в середине слова слова), к 3-й схеме (где звук С в конце слова слова) (выложены из кубиков схемы слов, дети подбирают правильную схему к выбранному слову)
Учитель-логопед: Труляля и Траляля мы справимся с вашим заданием, правда ребята?
Предполагаемый ответ детей: да, выполняют задание, называют картинки, которые подходят к 1,2, и 3 схеме (проговаривая ответ полным предложением: в слове СОК звук С находиться в начале слова)
Учитель-логопед: Ребята, а где звучит звук С в имени Алиса?
Предполагаемый ответ детей: в имени Алиса звук С находится в конце слова.
Учитель-логопед: Правильно! Вы очень хорошо справились с заданием Труляля и Траляля!
- Ребята, а как же нам правильно нарисовать звук С?
Трулляля и Тралляя оставили нам подсказку посмотрите на экран!
слайд 7: изображение буквы С (заглавная и строчная).
Учитель-логопед: Ребята, что вы видите? (если нужно педагог подсказывает детям, что звуки, когда рисуем обозначаются буквой)
Предполагаемый ответ детей: Это согласная буква С.
Учитель-логопед: Правильно. Я даже знаю небольшой стишок о букве С:
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц светит… буквой С.
Учитель-логопед: На что она похожа? Рассмотрите букву С.
Предполагаемый ответ детей: Буква С похожа на месяц.
Учитель-логопед: Попробуем выложит букву С из веревочки.
Предполагаемый ответ детей: выкладывают букву С из веревочки, педагог помогает детям.
Учитель-логопед: Как замечательно у вас получается!
- Посмотрите какая бывает буква С? Большая - заглавная, и маленькая-строчная.
(открываю мольберты с заданием нарисовать букву С)
- Ребята так как мы с вами стали маленькими, то посмотрите какие для нас стали большими буквы.
- Нарисуйте букву С большой и сделайте так, чтобы буква С стала маленькой. (на табличке имя АЛИ..А с пропущенной буквой С, учитель-логопед рисует, где точки букву С).
Предполагаемый ответ детей: выполняют на лисах логографическое упражнение, обводят букву С по пунктирным линиям, от заглавной к строчной.
Учитель-логопед: Ребята, покажите пожалуйста, как вы справились с заданием?
У каждого из вас своя особенная буква С, вы все молодцы! Алиса благодарит вас за то, что вы помогли ей выучить как нарисовать букву С.
Посмотрите, теперь Алиса правильно нарисовала в своём имени букву С? Предполагаемый ответ детей: да!
3 часть - итоговая
Ход:
Подведение итогов, деятельности.
Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Учитель-логопед: теперь Алиса знает как произноситься звук С и как рисовать букву С в своего имени!
- Давайте вместе с вами вспомним какой звук С?
Предполагаемый ответ детей: звук С — согласный, зубы сближены, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Обозначается синим кружком.
Учитель-логопед: Как обозначается звук С когда рисуем?
Предполагаемый ответ детей: звук С обозначается буквой С.
Учитель-логопед: Алиса благодарит вас ребята, за очень увлекательное путешествие по Волшебной стране звуков, вы все очень старались и справились со всеми заданиями.
слайд 8:
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.
Учитель-логопед: А теперь, ребята нам пора возвращаться в группу, а я передам Алисе листок с её правильным именем, она покажет, что умеет правильно рисовать русскую букву С! А что бы нам вернуться, нужно сжать наши фруктовые кексы в левой руке 5 раз!!! Закрываем глаза Один, два … (звучит музыка как вначале занятия).
Предполагаемый ответ детей: говорят до свидания Алисе, берут вознаграждения, занятие заканчивается.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 «Колобок»
города Новоалтайска Алтайского края
Тема занятия: «Автоматизация звука «С» изолированно, в слогах (игровая ситуация «Приключения Алисы в Звуковом Городе» с детьми старшего дошкольного возраста)
Составитель:
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 6 «Колобок»
Попова Н.Н.
г. Новоалтайск 2021 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...