Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Митяханова Светлана Викторовна

Автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, предложениях; закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; закреплять умение употреблять  относительные прилагательные. развивать фонематический слух, речевое дыхание; упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [Ш] в словах; развивать общую и мелкую моторику; развивать психические процессы: внимание, память, мышление.  Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности; воспитывать положительное отношение к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

- закреплять умение употреблять  относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [Ш] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: разрезная картинка змейка Шуша, логопедические кубики, массажное кольцо и шарик Су-джок, игрушка змейка, предметные картинки :шапка, мешок, мышь, шуба, машина, душ, пушка, подушка, кошка, петушок, шкаф, шахматы, шиповник.

 Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря –

Она легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит.

Догадалась, кто это?»

-Правильно, это змейка Шуша. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [Ш]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай покажем  Шуше  какие упражнения для язычка ты можешь делать.

1) Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот.

Улыбнуться.

Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

2) Месим тесто

Улыбнуться.

Немного приоткрыть рот.

Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать от 5 до 10.

4)  Грибочек

Улыбнуться.

Показать зубы, приоткрыть рот.

Поцокать языком, будто едешь на лошадке.

Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

5)  Кто дальше загонит мяч?

Улыбнуться.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

6)  Гармошка

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).

Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать).

7) Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот.

На кончик носа положить ватку.

Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх.

-Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с варежки».

-Посмотри, как много снежинок на варежке. Давай подуем на снежинки, чтобы они улетели с варежки.

5. Автоматизация звука [Ш] в слогах.

Самомассаж Су-джок шариками.

Проговариваем слоги и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Змейка Шуша очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

ша-шо-шу-ши               аш-ош-уш-иш

ши-ша-шу-шо               иш-аш-уш-ош

шу-шо-ши-са               уш-ош-иш-аш

шо-шу-ша-ши              ош-уш-аш-иш

-Как красиво у тебя получилось. Шуша очень довольна!

6. Автоматизация звука [Ш] в словах.

– Посмотри, как много кубиков у Шуши. А кубики непростые, они с картинками. Выбери только те кубики, где есть картинки,  в названии которых есть звук [Ш] и назови их.

(Ребенок выполняет задание).

7. Игра «Скажи ласково»». Самомассаж колечками су-джок.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

Шапка-шапочка

Мешок-мешочек

Лошадь-лошадка

Мышь-мышка

Шар-шарик

Вишня-вишенка

Шишка-шишечка

Кошка-кошечка

Подушка- подушечкка

8. Игра «Что из чего?»

Компот из шиповника -  шиповниковый компот

Конфета из шоколада – шоколадная конфета

Доска для шахмат – шахматная доска

Рассказ с шутками  - шуточный рассказ

Завод шин –шинный завод

Платок на шею – шейный платок

9. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

-Шуша  любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Мы с сестрой посуду мыли

И наряды куклам…(шили)

Горько плачет бедный Гарик

Улетел воздушный…(шарик)

Модница надула губы

Не подходят ей все…(шубы)

Петухи затеяв споры

Грозно поднимают…(шпоры)

Вылезла из норки мышка

На неё упала…(шишка)

С другом мы играли в шашки

Пили чай из белой…(чашки)

На лицо надета маска

Имя нашей кошки…(Машка)

На столе с салатом миска

Сладко спит в берлоге…(мишка)

Как нам хочется суметь

Спать спокойно, не…(шуметь)

Где же, где же петушок,

Золотой наш…(гребешок)

Глядя из дому в окошко «Мяу», – говорила….(кошка)

Петушок, петушок, золотой гребешок

Выгляни в окошко, дам тебе…(горошка)

Жёлтый маленький жираф –

Он размером с книжный…(шкаф)

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(подушка)

Жук летает над лужком

Он устал ходить…(пешком)

Маша и Даша

Ешьте пшённую…(кашу)

Снег на ветках, на дорожках,

На носах и на …(ладошках)

Нет напрасно мы решили,

Прокатить кота в…(машине)

Кукушка кукушонку

Купила…(капюшон)

Перед зеркалом мальчишка

Корчил рожи, как…(мартышка)

10. Физкультминутка.

- Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Шушей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [Ш]?»

- Шуша приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [ш] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(Шапка, мешок, мышь, шуба, машина, душ, пушка, подушка, кошка, петушок, шкаф, шахматы, шиповник ).

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

-Шуша любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Шапка-шапки

Шайба-шайбы

Шуба-шубы

Шина-шины

Мешок-мешки

Машина-машины

Петушок-петушки

Подушка-подушки

Пушка-пушки

13. Развитие мелкой моторики.

А сейчас давай с тобой соберём разрезную картинку и посмотрим, что у тебя получиться.

-Если соберешь правильно картинку, то получится портрет Шуши. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

-Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [Ш]».

- Шуше очень понравилось, как ты выполняла задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...