Игровые технологии в логопедической работе
методическая разработка по логопедии

Владимирова Яна Валерьевна

В методической разработке для педагогов ДОУ представлены игровые технологии по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов:

«Игровые технологии в логопедической работе»

В коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями особое значение занимает игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача педагога – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

Рассмотрим более подробно каждую технологию. 

1.Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения.  Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:

- сказка о Веселом Язычке. Использую пособие Е.Г.Карельской «Растим говорунов» М.:Дрофа, 2007 г. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории);

- презентации артикуляционных упражнений на определенный звук;

-артикуляционная гимнастика для  девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам. Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине.

-артикуляционная гимнастика под музыку.

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.

2.Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания использую самые разнообразные игры. Детям предлагаю подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т.д. Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось.

3.Игровые технологии для развития мелкой моторики.

          Для развития моторики пальцев рук использую различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике.

Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Су-джок шарики использую при автоматизации звуков:

●Игра «Кто больше»

Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

●Игра «Шарик прокати – картинку назови»

●Игра «Раздели на слоги»

Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – игры с прищепками.

●Прищепки хорошо использовать  для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

А будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!      

В упражнениях, действия   с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например,  игра- соревнование «Наша мамочка устала»

Наша мамочка устала –

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

         Пока я произношу слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки (картона), кто больше прикрепил, тот победил.

●Игра "Смотри не ошибись!" 

- Назовите картинки со звуком [Ш], и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

4.Игровые технологии для развития общей моторики.

На логопедических занятиях уделяю внимание не только мелкой моторике, но и общей. Провожу различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

 Снежинки 

Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки – вверху.)

Чуть затихла злая вьюга. -   (Опустить руки вниз, встать прямо.)

Улеглись повсюду.   (Развести руки в стороны.)

На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)

 (Е.Г.Карельская)

 Зимний день

Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.) 

Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)

Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.) 

Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.) 

Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)

Пробежимся по снежку. (Соответственно)

Постучим нога о ножку, (Соответственно.)

Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)

 (Е.Г.Карельская).

В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Примеры игр:

● «Мяч поймай – слово называй»

● «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

● «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду,

И словечко повторю.

● «Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребенок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.

Мячик катится вокруг-

Мой веселый, круглый друг.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе,  пригодятся Вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в логопедической работе с детьми"

Игровые приёмы, для автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах...

Игровые технологии в логопедической работе

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ....

Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   де...

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Игровые технологии в логопедической работе как средство развития детей с ОВЗ.

Рассматривается использование игровых технологий как средство развития детей с ОВЗ,в  различных видов деятельности с учётом современных методов и средств обучения....

Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»

Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....

Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....