Игровые технологии в логопедической работе как средство развития детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Осадчая  Марина Николаевна

Рассматривается использование игровых технологий как средство развития детей с ОВЗ,в  различных видов деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Марина  Николаевна Осадчая,

                                   учитель-логопед

                                   МАДОУ ДСКВ «Солнышко»,

                                   г.Покачи

                                 

                                 Игровые  технологии  в  логопедической  работе

                                 как  средство  развития детей с ОВЗ.

  Аннотация. Рассматривается использование игровых технологий как средство развития детей с ОВЗ,в  различных видов деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, технологии , игровая деятельность, ФГОС ДО.

«Я  говорю  и утверждаю, что человек,  

желающий  стать  выдающимся

в каком бы то ни было деле,

должен с ранних лет упражняться…

Например, кто хочет стать хорошим земледельцем

 или домостроителем,

должен ещё в играх либо обрабатывать землю,

либо возводить какие-либо детские сооружения».

Платон (427 − 347 до н. э.)

   

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все  дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью -доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

      В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой  и  практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО основной задачей становится решение проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

       Игра- основной вид деятельности ребёнка. С.Л.Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. Игра  с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения.    Одной из целей игры является выработка необходимых  навыков, качеств, развития способностей.

       У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети принимают на себя социальные роли, подражают деятельности взрослых. Особое положение занимают специально разработанные терапевтические и развивающие игры.    В играх проявляются индивидуальные особенности детей.

В практике игровая деятельность выполняет следующие   функции:

    -коммуникативную: освоение диалектики общения;

     -игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в жизнедеятельности;

     -диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения;

     -функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    -социализацию: включение в систему общественных отношений.

      Понятие  «Игровые педагогические технологии»   включает обширную группу  методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических  игр.

       В отличии  от игр педагогическая игра  обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью.     

     Так же при подборе  игр для детей с ОВЗ следует учитывать    следующие требования:

  • Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;
  • Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
  • Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
  • Игровой  материал подбирается  с постепенным  усложнением;
  • Используются озвученные, яркие игрушки;
  • Пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.

       Развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связанно с речью. При  наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо оказать своевременную помощь.            

      Но как сделать так, что бы ребёнку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется  большое количество игровых пособий  для автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Казалось бы,  этап автоматизации  поставленных звуков должен  проходить быстро и незаметно. Но зачастую дети   испытывают  на  этом этапе трудности, в силу особенностей развития  или  возраста.        Очень трудно добиться многократного повторения  одного и того же звука и удержать ребёнка на одном месте. Что бы решить эту задачу, приходится придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать  ребёнка  игровыми приёмами, моментами, сюжетами.

      Свою работу я строю таким образом, что бы у детей повышалась познавательная мотивация.

Одним из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

-осознание того, что игровая деятельность-ведущая в дошкольном возрасте;

-создание развивающей образовательной среды.

Хорошая  речь -важнейшее  условие полноценного развития детей.   Чем правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

   Характер, количество и структура дефектов речи изменились. Если раньше  был нарушен один звук, то сейчас, как  правило не одна группа звуков. Нарушено не только фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика и связная речь. Помимо этого, дети имеют психологические особенности:

    1.Низкий уровень познавательной активности;

    2.Дефицит внимания;

    3.Быстрая утомляемость, и как следствие, низкая работоспособность;

    4.Особенности зрительно-пространственного восприятия;

    5.Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным  средством при обучении детей являются игровые технологии.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию  личностных качеств у ребёнка.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике с детьми ОВЗ, является развитие любознательности, мотивации к занятиям, увеличении результативности  коррекционно-развивающей работы.

       Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме.     Например: погружение в сказочный сюжет, появляется гость, приходит письмо с заданиями. Дети так же могут выполнять роли(пассажиры, жители планета Земля, солнечные лучики, путешественники и т.д.).За успешное  выполнение  заданий  дети оцениваются  звёздочками, фишками, лучиками и т.п.,что вносит соревновательный элемент.

      Такие игры широко используются, как средство обучения дошкольников. Ребёнок имеет возможность выполнить игровые действия, добиться результата, проявить активность.

       Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых дети выполняют  определенные роли. Таким образом можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации, отработать короткие диалоги,в которых есть звукоподражание и простые слова.

    Для  проведения коррекционно-развивающей работы в логопедическом кабинете подобраны дидактические и компьютерные игры, игрушки. Игрушки используются на занятиях, как герои, которые создают игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое, индивидуальное занятие «приходит гость».Это может быть Буратино, логопедическая лягушка Шуня, Звуковички, Кукла и т.п. Игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети должны помочь героям, выполняя задания. Такие игровые ситуации воспитывают у детей  нравственные чувства, что они не просто знакомились с новой темой, а именно оказывали помощь тому или иному герою.

      Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

   Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.  Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

  Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки.

   Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент  - дидактическая (обучающая) задача.Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

       Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

        Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия и  основной формой организации учебного процесса.

       В  коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации  звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может  проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по содержания, организации проведения, игровым материалам.

В качестве дидактического материала используются:

  • объекты природы (шишки, листья, семена, фрукты, овощи);
  • игрушки;
  • реальные предметы (произведения прикладного искусства, предметы обихода);

        Логопедический кабинет оснащён компьютером и интерактивной доской. Которые дают возможность использовать Икт в работе. Для развития чувства ритма, дыхания. фонематического слуха, связной речи, используются специальные мультимедийные программы.(«Дыхательная гимнастика», «Сказка о весёлом язычке», «Интерактивные речевые игры», «Трудные звуки», «Констуктор картинок», «Игроматика»).

       На занятиях я стараюсь использовать различные современные инновационные технологии. Которые дают возможность развивать мышление, память, внимание, связную речь, грамматический строй речи. Физминутки помагают детям снять напряжение, расслабиться. Развивают мелкую и общую моторику, слухо-моторную  и зрительно-моторную координацию. Так же применяю игровой метод су-джок массажёров. Который позволяет нормализовать мышечный тонус,стимулирует речевые области в коре головного мозга. В сочетании с упражнениями  по развитию лексико-грамматических навыков и по коррекции звукопроизношения позволяет повысить умственную и физическую работоспособность детей. Даёт максимальный результат целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

   Игра  занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий в процессе обучения у детей возрастает самооценка, просходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

     Но не нужно забывать, что ни одна из технологий не может быть универсальной, пока педагог сам не определится каких результатов хочет достичь.

Список использованной литературы


1.Андреева А.Д.  Особенности игровой  мотивации современных дошкольников //.Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.

2.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г.

3.Вуарен, Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

4.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

 5.Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности    дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.

 6.Запорожец, А. В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии   ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г.

 7.Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в     детском саду. 2011. №1. С.19-26.

5.Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: «Владос» 1999г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...