Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет с речевыми нарушениями «Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кадырова Антонина Анатольевна

Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx288.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»

муниципального образования – городской округ город Касимов

 

Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2015/02/7_Tematicheskaya-kartinka-s-bukvoy-R.jpg

«Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова»

                                                                Разработал:

                                                            учитель – логопед

                                                          Кадырова Антонина Анатольевна

Касимов, 2020г.

Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова.

Цель:

 обучения: организовать речевую деятельность детей, направленную на автоматизацию звука [Р] в открытых слогах в начале слова

развития: создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, навыков самоконтроля;

воспитания: пробудить интерес ребенка к правильному произнесения звука [Р] в открытых слогах в начале слова в собственной речи.

Оборудование: машинка, «звуковая дорожка», кукла изображение мальчика, предметные картинки, фотоаппарат (или изображение фотоаппарата), конверт.

Ход:

Этапы

Задачи

Деятельность логопеда и детей

1. Мотивационный этап.

Создать условия для возникновения внутреннего побуждающего мотива для использования правильного произнесения звука [Р] в прямых слогах в начале слова.

У нас в гостях машинка и у неё заглох мотор. Я знаю, что ты уже научился (лась) «заводить» моторчик. Давай поможем шофёру его завести?

2. Ориентировочный этап.

Создать условия для: подготовки мышц артикуляционного аппарата; выработки сильной целенаправленной воздушной струи правильного произнесения звука [Р] изолированно и в открытых слогах;

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопатка»,

«Почистим верхние зубки»

«Маляр», Лошадка», «Грибок»

«Гармошка», «Заведи моторчик»

Дыхательное упражнение «Машина» (подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать). Достаточно ли сильно ты подул(ла)?

Проговаривание изолированного звука [Р]: «Песенка моторчика: проводи машинку до гаража») и в открытых слогах: РА-РА-РА, РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ, РЫ-РЫ-РЫ, РЭ-РЭ-РЭ) в рифмовке:

Р – мотор в горах рычит.

Р – нам эхо прокричит.

Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Вот высокая гора.

Повторяет эхо – РА.

Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра.

Вижу чью-то я нору.

Повторяет эхо –РУ.

Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру.

Тут оставлено перо,

Говорит нам эхо – РО.

Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро.

Кто хозяин у норы?

Эхо тоже спросит –РЫ?

Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры?

Получилось ли у тебя «завести моторчик» нашей машинки и произнести слоги?

Если не получилось, послушай, как я скажу.

Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?

3. Исполнительский этап.

Физкультминутка

Организовать практическую деятельность по автоматизации звука [Р] в открытых слогах в начале слова;  развитию фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, навыков самоконтроля;

Создать условия для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Поиграем в игру «Кто внимательный?»  (внимательно послушай и узнай, правильно ли «заводится» моторчик машинки (р-р-р)? Если правильно,

хлопни в ладоши: т…т, ж…ж, н….н, м…м, р…р и т.д.).

Правильно! Молодец!

А теперь хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в словах:

рама, шум, Рома, зубы, рысь, рот, санки, рыба, рука

Назови слова со звуком [Р], которые ты только что слышал(ла)? Молодец!

Оказывается в нашей машинке находится пассажир Рома и он очень торопится в магазин за покупками. В магазине Рома на витринах увидел нужный товар. Помоги Роме купить товары (отбери  и назови картинки, начинающиеся на:

РА- ракетка, рамка, рак, ранец, радио, ракушка

РО - роза, ролики, робот.

РЫ – рыба, рысь

-Оставшиеся картинки на какой слог?

РУ – рубашка, ручка, рубин, ручей, рубанок, ружье, румяна).

Вспомни 5 слов, которые начинаются на звук [Р].  

Также Рома приобрел в магазине фотоаппарат и предлагает тебе поиграть в игру «Фотограф». Ты согласен(на)? С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок и скажи

что изменилось.

(6 картинок на звук  [Р] в начале слова. Сначала местами меняются пара крайних картинок, затем пара в середине, и оставшаяся пара.

 Все ли у тебя получилось? Правильно ли ты назвал все картинки? Какие картинки лежали на столе?

«Путешествие»

(по ходу чтения стихотворения по очереди загибай пальчики)

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

 

Уезжая, Рома оставил тебе этот красивый конверт. В нем письмо, где он просит отгадать загадки (ответь и найди соответствующую  картинку: рыба, радуга, ромашка).

Вильнет хвостом туда-сюда,

И не останется следа (рыба).

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая….(радуга).

На каком цветке гадают,

Лепесточки обрывают? (ромашка).

Все ли загадки ты отгадал? Трудно ли было отгадывать?

4. Рефлексивный этап.

Создать условия для выражения ребенком эмоций по итогам практической деятельности

Научился ли ты произносить слова, которые начинаются на звук [Р]?

Тебе было трудно (легко) произносить слова правильно?

Всегда ли с первого раза ты мог произнести слова правильно?

Ты научился произносить звук [Р], а шофёр завёл мотор машинки? Давай послушаем.

5. Перспективный этап.

Создать условия для пробуждения интереса ребенка к правильному произнесению звука [Р] в открытых слогах в начале слова в собственной речи.

А теперь ты сможешь с первого раза произнести слова, которые начинаются на звук [Р]?

Кому ты сегодня расскажешь и покажешь, как ты умеешь произносить звук [Р]?

Литература:

1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд-е 3-у, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-240с.

2. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.-80с. - (Кабинет логопеда).

3. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-96 с. -  (Кабинет логопеда).

4. Киреева О.Н. Планы занятий по постановке и автоматизации звука Р. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-160 с.-(Кабинет логопеда).

5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»/ Е.В.Колесникова.-Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2018.-80 с.:ил.

6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32с.

7. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование/ ав.-сост. Э.Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.