РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
статья по логопедии (старшая группа)

статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Автор выявила положительную динамику в развитии речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik.gim_.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рыгунова Куннэй Викторовна

учитель-логопед МБДОУ Д/С №14 «Журавлик»

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Аннотация: статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Автор выявила положительную динамику в развитии речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики.

Ключевые слова: речь, артикуляция, артикуляционный комплекс.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов [7, с. 283].

Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения [7. с. 287].

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель, содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата [2. с. 434].

Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики проводилась на безе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи: 3 детей составили контрольную группу и 3 детей – экспериментальную группу.

На данном этапе мною поставлена цель: определить влияние комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей шестого старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методики для выявления уровня развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать диагностический комплекс и провести обследования.

3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод об уровне развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей мною использовались диагностические методики, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной, Е.Ф. Архиповой. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:

– состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

– возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

– качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что сложно-координированные артикуляционные движения у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно как в контрольной, так и в экспериментальной группе, и требуется коррекционно-педагогическая работа методами логопедического воздействия. Это послужило основанием для разработки содержания экспериментальной работы на формирующем этапе.

Целью программы являлось развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Экспериментальная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи экспериментальной группы. Организация экспериментальной работы осуществлялась 2–3 раза в неделю.

Реализация программы осуществлялась поэтапно. Всего мною было выделено три этапа работы (подготовительный, основной, заключительный):

Подготовительный – тренировочный. Детям предлагались простые статические артикуляционные упражнения, перед которыми детям предлагалось выполнить логопедический самомассаж;

Основной этап. Дети упражнялись в выполнении упражнений, требующих простой динамики и координации движений;

Заключительный – итоговый. Дети развивали точность, координированность, темп, ритм, выносливость артикуляционного аппарата.

Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною была проведена повторная диагностика уровня развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе после серии проведённых занятий, направленных на развитие речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, улучшились показатели и значительно обогнали контрольную группу. Наблюдения за артикуляционной моторикой детей в ходе контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляции значительно возрос. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными.

Обработав полученные результаты эксперимента, я увидела, что у детей экспериментальной группы высокий уровень развития артикуляционной моторики повысился с 25% до 50%, а низкий уровень снизился с 25% до 0%.

Список литературы

1. Беккер К.П. Логопедия: учебник для студентов высших проф. / К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.: Медицина, 1981. – 288 с.

2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие / А.И. Богомолова – СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. – 208 с.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т.В. Буденная – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2001. – 64 с.

4. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / под ред. Н.Ф. Фомичевой. – М.: Просвещение, 1989. – 123 с.

5. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждений: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2001. – 79 с.

6. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше; под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1971. – 67 с.

7. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова [и др.]. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 384 с.

8. Ребенок учится говорить / Под ред. М.М. Кольцовой. – М.: Россия, 1979. – 63с.

9. Речь: истоки и принципы развития / Под ред. Т.Н. Ушаковой – М.: Владос, 2004. – 275 с.

10. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми: книга для логопеда / В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 54 с.

11. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит / Т.А. Ткаченко – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 1997. – 73 с.

12. Максимова Т.К. Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики / Т.К. Максимова [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики....

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная рабо...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие артикуляторной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через артикуляционные считалочки»

Роль артикуляционных считалок в развитии артикуляторной и мелкой моторики воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР. Важно помнить, что для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижны...