Рекомендации родителям по лексической теме " Дом. Мебель"
консультация по логопедии (старшая группа)

Чичиланова Рита Ильинична

Рекомендации содержат игры, упражнения и достаточный речевой материал для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи старших дошкольников в группе компенсирующей направленности по теме "Дом.Мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom._mebel.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр  развития ребенка - детский сад первой категории № 463  г. Челябинска

454108,  г. Челябинск, ул. Пограничная, 19 а, т. (351) 251 – 41 – 43

            Рекомендации родителям

для преодоления лексико – грамматического

недоразвития речи детей по лексической теме:

       Дом.  Мебель

                                                              Составитель: учитель - логопед

                                                                                      Чичичланова Р.И.

Родителям рекомендуем:

  • Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, деревянные и каменные

  • Внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать, сколько в нем этажей, на каком этаже находится ваша квартира, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес.

  • На иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в городах и сельской местности.

  • Совершить с ребенком экскурсию по своей квартире, обратив внимание на то, сколько в ней комнат ( прихожая, ванная, кухня, туалетная комната, гостиная, спальная , подсобные помещения ),объяснив их назначение

  • Рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение

  • Загадать ребенку загадки о мебели:

За ним мы обедаем, пишем, читаем,

Рисуем и разные игры играем.

Он нашей гостиной на ножках стоит,

Нарядною скатертью сверху накрыт.

( стол )

С ножками он, но не бежит,

Со спинкою он, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете ? …. ( диван )

             

               Он с дверями, но не дом,         Дверки, ножки, полки есть.

И живет одежда в нем.        А на полках и несчесть:

Он хранит белье, носки.        Полотенца и бельё

Платья, брюки, пиджаки.        И для мамы и моё.

                                     ( шкаф для белья, гардероб, шифоньер )

На кухне мы не редко

Сидим на …. ( табуретке )

Оно вроде стула, но мягкое очень.

И есть подлокотники в нем, между прочим,

На нем короли восседали когда – то,

Что это за мебель, узнали, ребята?

                                                           ( кресло )

У него четыре ножки,

На коня похож немножко.

Выгнул спинку горделиво,

Величаво и красиво.

Он, хотя всегда стоит,

На себя присесть велит.

Все , кто на него взглянул,

Сразу скажут, -  … ( это стул )

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

       Слов – названий – дом, этаж, лестница, окно, пол, потолок, стена, фундамент, двери, замок, крыша, подъезд, лифт, квартира;

прихожая, коридор, кухня, спальня, балкон, лоджия, водопровод, колодец, отопление, печка, освещение, электричество;

 пещера, иглу, чум, юрта, вигвам, сакля, хата, изба, дерево, железобетон, кирпич, камень, стекло, пластик;

        архитектор, экскаваторщик, бульдозерист, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, электрик, сантехник, стекольщик, кровельщик;

 стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, трельяж, тумбочка, раскладушка, сервант, комод, стенка, гардероб (шифоньер, шкаф), столяр, металл, ткань, кожа, войлок, поролон

 Слов – признаков – кирпичный, деревянный, пластмассовый, железобетонный, каменный, одноэтажный, многоэтажный, высотный, стеклянный, удобный, уютный, новый, старый, древний, кожаный, модный,

Слов – действий – строить, возводить, заселять, покупать, проводить, обновлять, благоустраивать, ставить, класть, передвигать, переставлять, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, украшать, наряжать.

  • Закрепите с ребенком образование относительных прилагательных.

       « Назови какой?»

Дом сделан из дерева – деревянный;

------------- из кирпича – кирпичный;

------ из железобетона – железобетонный;

диван из кожи – кожаный;

окно из пластика – пластиковое;

стол из стекла – стеклянный

  • Поупражняйте ребенка в падежном и предложном согласовании

       В доме большое окно.

В доме нет … окна.

Я подошел к … окну.

Я мечтаю о большом … окне.

У меня растут цветы под … окном.

  • Подберите родственные слова:

      Стол – столик, столешница, столяр, столовая, настольная ( лампа).

        Дом – домик, домашний, домовой, домище, домовладелец.

  • «Чей это дом?»

      Иглу – ледяной  у эскимосов и других народов Севера

Чум – временное жилище оленеводов;

Юрта – жилище для жителей степей;

Вигвам – дом индейцев;

Сакля – каменный дом горных жителей;

Хата – крестьянский дом на Украине, в Белоруссии.

Изба – деревянный дом крестьян России.

  • Помогите ребенку в усвоении творительного падежа с предлогом:  

      « Дом с чем?»

Дом с крышей, --- с потолком, --- с полом, ….со стенами, с дверями, ----- с комнатами,  ----с этажами,  --- с лестницами,

        Дом со ступеньками, --- с окнами,  ----с балконом, ---с лифтом.

        Стул с ножками и с сидением, шкаф с дверкой и с полкой,

 Кровать с матрацем и ножками, кресло со спинкой и     подлокотниками, диван с сидением и с подушками, комод с ящиками и ручками.

  • Усвоение родительного падежа существительных .

« Чего не бывает?»

Не бывает стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сидения, серванта без полок.

  • Усвоение родительного падежа множественного числа существительных:

    « Чего много в доме?»

В доме много – этажей, ---окон, --- стен, ---лестниц, --- ступенек,

много стен, --- потолков, --- полов, ---балконов, --- подъездов, много дверей, комнат, ---квартир.

  • Подберите признаки к слову  мебель.

Мебель ( какая?)- деревянная, пластмассовая, плетеная,   железная, мягкая, кухонная, красивая, модная. богатая, офисная.

  • Подберите действия « Для чего нужна мебель?»

Мебель нужна, чтобы сидеть, лежать, кушать, читать, писать,       рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить вещи, вешать, ставить, …

  • Поупражняйте ребенка в усвоении предлога  для.

Крышка нужна для … стола. Спинка нужна для .. ( стула, кресла, дивана). Ножки нужны для.. ( стола, стула, кресла, дивана, кровати). Дверца нужна для … ( шкафа, тумбочки ). Ящики нужны для … ( комода, стола). Матрац нужен для … кровати.

Подлокотники нужны для … кресла.

  • Пересчитайте различные виды мебели.

       Один    стул      шкаф      трельяж     сервант

                  Два       …          …              …              …

                  Пять     …          …              …              …

  • Составить предложения со словом   СТОЛ, употребляя предлоги

        В,  НА,  ПОД,  У,  ЗА,  ИЗ,  К,  МЕЖДУ,  ОКОЛО,  ИЗ-ПОД

  • Учите ребенка сравнивать:
  • Чем отличается кровать от дивана? Чего нет у кровати?
  • Чем отличаются и чем похожи кресло и стул?
  • Чем кресло отличается от дивана?
  • Чем похожи и чем отличаются книжный шкаф и мебельная стенка?
  • Чем похожи и чем отличаются табурет и стул?
  • Чем мягкая мебель отличается от жесткой?

  • Помогите ребенку составить рассказ – описание по плану:
  • Название мебели
  • Как она выглядит ( детали, цвет, размер )
  • Для чего нужна эта мебель?
  • Из каких материалов изготовлена?
  • Дополнительные сведения , известные вам.

  • Поиграйте пальчиками:

В нашей комнате столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне-

Есть для платьев шкаф зеркальный.

Две широкие кровати с одеялами на вате

И березовый комод

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

  • Объясните ребенку, что нужно знать при обращении с мебелью?
  • Нельзя прыгать по кровати, дивану или креслу т.к. можно    поломать пружинную конструкцию мебели, порвать и испачкать обивку, а так же самому пораниться.
  • Нельзя царапать мягкую мебель острыми предметами и трогать ее грязными руками, чтобы не порезать и не испачкать обивку.
  • Не следует раскачиваться на стуле или табуретке, т.к. можно упасть на пол, получив серьезную травму, а так же поломать эту мебель.
  • Необходимо быть очень осторожным, становясь на стул или табуретку, чтобы  что- нибудь достать.
  • Напомните ребенку, что деревянная мебель боится воды. Поэтом, если пролили жидкость на деревянную поверхность мебели, необходимо немедленно вытереть ее тряпочкой. Иначе древесина вздуется и покоробится.
  • Нельзя рисовать на мебели, т.к. стереть следы такого «художества» порой бывает невозможно.
  • Привлекайте ребенка к регулярному вытиранию пыли с мебели влажной тряпочкой. Полированные поверхности нужно вытирать сухой тряпкой.
  • Объясните об осторожном и аккуратном обращении с дверцами шкафов. Об необходимости беречь пальцы, не дергать дверцы резко, чтобы не поломать и не оторвать их.
  • Приучайте ребенка следить за чистотой и порядком в шкафах.

Время от времени вместе с ним перебирайте вещи в гардеробе, протирайте посуду в серванте и книги в книжном шкафу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексическим темам.

Информация для родителей по лексическим темам. Можно использовать и в обычных группах в свете ФГТ....

Рекомендации родителям по лексической теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Информация для родителей по лексической теме....

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"...

Рекомендации родителям по лексическим темам

Краткие рекомендации родителям по лексическим темам для детей группы ЗПР. Информация лаконичная, есть возможность сделать картотеку....

Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель", для детей с нарушением интеллекта...

Рекомендации тифлопедагога по лексической теме: «Дом. Мебель».

-Учим выделять части здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, подъезд) и словесно обозначать их пространственное расположение: вверху, внизу, посередине, спереди, сзади, слева, справа);- Закрепляем ...