Звуки [В], [Вь]. Буква В. Зимующие птицы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Владимирова Яна Валерьевна

Знакомство со звуками В и Вь, расширение словаря по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Раменский детский сад №7 комбинированного вида»

(МБДОУ «Раменский ДС№7»)

Конспект ООД в подготовительной логопедической группе

Тема: «Звуки [В] - [Вь]. Буква В.

Зимующие птицы»

Учитель – логопед:

Я.В.Владимирова                                                                                                                                                                                  

с. Раменье, 2020г.

Цель: учить чётко произносить звуки [в], [в'] изолированно, в слогах, словах, предложениях; систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Коррекциооно –  образовательные задачи:

- знакомство со звуками [в], [в'], буквой «В».

- совершенствование навыков чтения слогов и слов с новой буквой «В, в»;

- профилактика нарушений письменной речи;

-  образование однокоренных слов.

Коррекциооно – развивающие задачи:

- развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений;

- развитие навыка звукового анализа. Образование однокоренных слов;

- развитие диалогической речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координация речи с движением;

- развитие общих речевых навыков.

Коррекционно – воспитательные цели:

- формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;

- формирование инициативности, ответственности.

Оборудование: Магнитная доска, магниты, учебник «Мой букварь» Н, В. Нищева, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, тетради по количеству детей, контейнеры с цветными карандашами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и становятся на ковер. Звучит спокойная музыка.  Логопед обращается к детям:

- Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

  1. Объявление темы занятия.

- Поиграем мы в игру: Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся? Звук [В]

-Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся? Звук [Вь]

- Сегодня мы познакомимся со звуками [В], [Вь] и  буквой «В».

  1. Характеристика звуков [в], [в'] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед раздаёт детям картинки на которых изображены зимующие птицы.

-Посмотрите на картинки. Кто на них изображён?

Дети перечисляют изображённых на картинках зимующих птиц (снегирь, синичка, дятел, сова и т. д.)

-Есть ли тут птица, в названии которой есть звук [в]? Дети. Да. Это сова.

- Хорошо. А теперь произнесите звук [в]. Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук [в].

Слайд – звуки. Обозначение звуков [в], [в'] цветовыми символами.

- Мы встречаем преграду, не можем петь этот звук. Значит этот звук, какой? Согласный.

- Положите руки на горлышко и послушаем, оно дрожит. Значит, какой это звук? Звонкий.

  1. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, давайте возьмем зеркала и побудем птичками.

- Вытянем губы трубочкой (наши клювики) и подержим. Я считаю до 5. Потом отдохнем и выполним еще раз.

- Улыбнемся себе в зеркале, уголки рта растянем, зубы не видны и подержим.

- Сделаем горочку. Рот открыт, кончик языка упирается за нижние зубы, боковые края подтянуты к верхним зубам.

- Накажем непослушный язычок. Покусаем кончик языка.

Все упражнения выполняются не менее 5 раз. Дети выполняют упражнения.

  1. Знакомство с буквами «В, в»

-Ребята, давайте вспомним правило про звуки и буквы. Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. 

- Посмотрите на доску. Здесь тоже картинки с зимующими птицами. Есть ли на этих картинках птица со звуком [в] в названии? Дети рассматривают картинки. Да. Это ворона.

- Звуки [в] и [в’] обозначает буква «В,в» (показ буквы)

-Давайте посмотрим, сколько здесь элементов: палочка и два полуовала. Давайте нарисуем в воздухе «В». Дети выполняют.

  1. Работа по букварю.

- Ребята, откройте ваши буквари на странице 43. Посмотрите на картинку в верхней части листа, а я прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумайте, в каких словах этого стихотворения есть звук [в].

В ванне Вовочку купают

И водою поливают. В ванне, Вовочку, водою, поливают.

- Правильно. А теперь посмотрите на буквы. Это большая и маленькая буквы «В,в».

- Что обозначают синий и зелёный кружочки под ними? Значит буква Вв обозначает два звука [в] и [в’].

-  Верно. Давайте выполним следующее задание. Посмотрите на картинки в букваре. Здесь изображены дети. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде (д, б, г, в). Даша, Боря, Галя, Ваня.

7. Развитие умения чтения слогов с буквой «В».

- Молодцы. Закрыли буквари. А сейчас посмотрите на доску и прочитайте что на ней написано. Дети выполняют задание.

1-й ребёнок. Ва.

2-й ребёнок. Ву.

3-й ребёнок. Во.

4-й ребёнок. Ви…..и т.д.

1-й ребёнок. Вата.

2-й ребёнок. Ванна.

3-й ребёнок. Вода.

4-й ребёнок. Вика.

5-й ребёнок. Диван.

6 –й ребёнок. У Вики вата.

- Обратите внимание, слова: Вова, Вика, Вита написаны с большой буквы. Почему? Имена людей, клички животных всегда пишутся с большой буквы. 

Далее логопед приглашает детей пройти на ковёр и сделать упражнение.

  1. Физкультминутка «Снеговик»

- А сейчас мы с вами немножко отдохнём.

Давай, дружок, смелей, дружок,  идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг»

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков. 

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо как бы держат воображаемую метлу. 

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

  1. Образование однокоренных слов.

- А теперь встаньте в круг. Игра называется «Слова одной семейки».

- Попробуем образовать слова от названия зимующей птицы –  воробей.

- Я даю задание и бросаю мяч, вы ловите мяч, образуете слово из одной семейки, со словом «воробей» и бросаете мяч мне.

- Как назвать маленького воробья? Воробьишко

- А ещё как? Воробышек

- А как назовёте огромного воробья? Воробьище

- Как можно назвать хвост воробья. Чей это хвост? Воробьиный

- Молодцы. Отлично.

 Логопед предлагает детям сесть на места.

- А теперь посмотрите, как печатаем букву «В,в» (показ логопедом)

- Возьмите пластилин и слепите букву «В», из каких деталей состоит эта буква?  Два полукруг и палочка.

- Как расположены эти элементы? (ответы детей) 

- Молодцы!

9. Работа в тетради.

- А сейчас открыли тетради и напечатали большую и маленькую букву «В,в».

Дети выполняют задание.

  1. Звуковой синтез слов.

- Ниже в тетради написаны слова и в низу под каждой буквой кружок для выделения звуков.

- Прочитайте слова, которые написаны у вас в тетради. Возьмите цветные карандаши и выделите звуки. Дети выполняют задания.

- Объясните, почему слово «Вика», написали с большой буквы? Потому что имена людей пишем с большой буквы.

- Правильно. А теперь поиграем в игру, которая называется «Шифровки». У каждого на столе лежат карточки с зашифрованными словами, а на доске картинки с изображениями зимующих птиц. Попробуйте отгадать, какое название птиц «зашифровано» на карточке. Напишите пропущенные буквы. Когда отгадали зимующую птицу, подойдите к доске и выберите картинку с её изображением, которое зашифровано на карточке. Дети выполняют задание

С. В.;  В. Р. Н. А и т. д.

- Молодцы! Вы все справились с заданием.

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

-Стою и снежинку в ладошку

Ритмичные удары пальцами левой ловлю руки, начиная с указательного, по ладони правой руки

Я зиму, и снег

Ритмичные удары пальцами правой и снежинки люблю. руки, начиная с указательного, по ладони левой руки

Но где же снежинки?

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки?

На первый вопрос сжать кулаки, на «Куда»? второй – разжать

Растаяли хрупкие льдинки

Мелкие потряхивания - лучи. расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи.

  1. Звуковой анализ слов.

Логопед раздаёт детям картинки

- Посмотрите на картинки и перечислите все слова со звуком [в]. Определите место звука [в] в этих словах. Если дети затрудняются в поиске, логопед оказывает им необходимую помощь.

Ответы детей: сова. Звук [в] стоит в средине этого слова. Ворона. Звук [в] стоит в начале этого слова. Воробей. Звук [в] стоит в начале этого слова. Клюв. Звук [в] стоит в конце этого слова. Варежка. Звук [в] стоит в начале этого слова. Воротник. Звук [в] стоит в начале этого слова. Стволы. Звук [в] стоит в средине этого слова. 

- Молодцы. Вы не допустили ни одной ошибки.

Итог занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Предлагает детям оценить работу друг друга, напомнить, что следует быть справедливыми и честными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук и буква Ц (Перелетные птицы. Цапля)

Конспект ООД по образовательной области Коммуникация (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Зимующие птицы. Звук и буква Б"

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (образовательные области: здоровье, физическая культура, безопасность, социализация, познание) Тема: Зимующие пти...

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Зима. Зимующие птицы" Звук [С]. Буква "С".

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время....

«Зимующие птицы. Звук Н, Нь. Буква Н»

рекомендации для родителей по закреплению пройденной  темы в детском саду: «Зимующие птицы. Звук Н, Нь. Буква Н»...

Конспект Интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Буква К.»

МБДОУ дс № 9 г. БердскУчитель-логопед высшей кувалификационной категории  Аксенова Марина МихайловнаВоспитатель высшей квалификационной категорииЯдрышникова Светлана Юрьевна Конспект Интегри...

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Т. Лексическая тема "Зимующие птицы. Рождество"

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Т. Лексическая тема "Зимующие птицы. Рождество"...