Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nod_zima._zimuyushchie_ptitsy.ppt | 2.62 МБ |
v_zimnem_parke.pptx | 1.14 МБ |
zimuyushchie_ptitsy.pptx | 1.58 МБ |
konspekt_nod_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционно- образовательные цели : Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов) Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слов) Закрепление знаний о предложении Знакомство с новой буквой Чтение слогов и слов с новой буквой Коррекционно – развивающие цели: Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, внимания, мышления, памяти, артикуляционной и общей моторики, мелкой моторики. Коррекционно- воспитательные цели: Воспитание доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Развитие чувства сострадания, заботы. Оборудование: ИКТ презентация «В зимнем парке», презентация «Зимующие птицы», магнитофон с записью пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», фишки, зеркала, эспандеры, предметные картинки: птицы перелетные и зимующие, рабочая тетрадь, пластилин.
Дети приглашаются на занятие. Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети встают полукругом. Логопед: Рассмотрите и назовите эти картинки (ответы детей) Логопед: Подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок. Не забывайте отвечать полным ответом. Дети: Эти слова образованы от слова «снег» Логопед: Подумайте, какие еще слова можно образовать от слова «снег». (Наводящие вопросы: Какую бабу слепили из снега? Как мы говорим, когда идет сильный снег?) Логопед: Какой звук есть в каждом слове, образованном от слова «снег» Дети: В каждом слове есть звук «С» Логопед: Как называются слова, образованные от одного слова? Дети: Это родственные слова
Логопед: А теперь послушайте маленький рассказ и запомните родственные слова к слову «Зима» Чтение рассказа и выделение детьми родственных слов. «Наступила зима . Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие птицы перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые . А дети радостно встречают зимушку зиму ». Логопед: Молодцы! Вы правильно нашли родственные слова к слов «зима». А какой звук есть во всех этих словах? Дети: Звук «ЗЬ» есть во всех словах. Логопед: Хорошо! А есть ли в этом рассказе слова с твердым звуком «З»? Дети: «залег», «заяц».
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!». Я буду произносить слоги со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], а вы постарайтесь правильно повторить: СА-ЗА-СЯ-ЗЯ СУ-ЗУ-СЮ-ЗЮ СО-ЗО-СЁ-ЗЁ СЫ-ЗЫ-СИ-ЗИ Логопед: Молодцы! А сейчас возьмите фишки, обозначающие звуки С, З и СЬ, ЗЬ по одной в каждую руку. Я буду произносить слова, а вы находить в них эти звуки и поднимать нужную фишку: ЗИМА, СНЕГ, ЗАЯЦ, ЗОНТ, СЕРЫЙ, СИМА, СОМ, ЗИМНИЙ Логопед: Вы отлично справились с заданием. И я приглашаю вас в парк. Какую одежду вы оденете? Дети: Зимнюю! Логопед: Какую обувь? Дети: Зимнюю! Дети: Одевайтесь! (Физминутка «Одеваемся») Логопед: Ребята! Посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено? Дети: На картине - зима. Логопед: Значит, мы с вами пришли в какой парк? Дети: Мы пришли в зимний парк. Логопед: А рукавички одеть забыли Дети: Давайте хорошо согреем ручки, а потом наденем рукавички.
Дыхательная гимнастика «Согреем ручки». Подбор детьми слов - определений Логопед: Посмотрите, что лежит на земле, на деревьях!? Дети: Снег! Логопед: Снег какой? Начните со слова «снег»… Дети: Снег белый, пушистый, холодный…. Логопед: А деревья какие? Дети: Деревья голые, заснеженные. Логопед: а могут ли в зимнем парке быть птицы? Как мы называем птиц, которые у нас зимуют? Дети: Зимующие птицы. Логопед: Назовите этих птиц. (Ответы детей) Логопед: А теперь посмотрим, знаете ли вы, как выглядят эти птицы. Посмотрите на экран и поднимите руку, кто узнает эту птицу? (СЛАЙДЫ 2-10) Дети называют птиц. Логопед: Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц.
А знаете ли вы, как можно помочь им пережить зиму? (Ответы детей: надо делать кормушки и насыпать в них корм, зерно, крошки и т.д. для синичек сало…) Логопед: Зимующих птиц вы запомнили. А сможете ли вы их отличить от перелетных? Предлагаю поиграть в игру «Улетают- не улетают» Игра «Улетают- не улетают» На столах у детей предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Дети по одному выходят к доске, показывают всем свою картинку, называют птицу, ставят картинку туда где лето – перелетную птицу, а где зима – зимующую птицу. Артикуляционная гимнастика на звуки С, З. (Выполняется перед зеркалами) Характеристика звуков С, СЬ, З, ЗЬ. Логопед: Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторяем? Дети: Звуки С, СЬ, З, ЗЬ. Логопед: чем похожи эти звуки? (Дети рассказывают о положении органов артикуляции при произнесении этих звуков). Логопед: Чем еще они похожи? Дети: Они согласные. Логопед: Чем эти звуки отличаются? Дети: Звуки С, СЬ- глухие, З, ЗЬ- звонкие. Звуки С, З – твердые, а СЬ, ЗЬ - мягкие. Логопед: Правильно, вспомните какой буквой обозначаются звуки С, СЬ (буквой «С» (выставляется на доске)) Логопед: Кто догадался, какой буквой обозначаются звуки З и Зь?
Логопед: Посмотрите на букву «З». а что она похожа? (Ответы детей). Логопед: Послушайте чистоговорку: «Буква «З» как змея извивается, Потому и бувой «З» называется. Логопед: Повторим все вместе… Развитие мелкой моторики Логопед: ребята, возьмите эспандеры, и крепко сжимая повторяйте за мной: Снегирь и сорока, и клест, и синицы Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по – прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же сами. Логопед: Откройте тетради там, там где закладка, какую букву вы здесь видите? Работа в тетрадях
Работа с пластилином. Логопед: А сейчас постарайтесь вылепить красивую букву «З». Сначала хорошо раскатайте колбаску пластилина между ладошек, а из нее сделайте букву «З». Логопед: Какие красивые буквы у вас получились! Итог занятия Логопед предлагает вспомнить задания, которые они выполняли и рассказать, что им понравилось. Затем оценивается работа каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10
МАДОУ ЦРР Д/С № 131
Развитие речи в старшей логопедической группе
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».
Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.
Учитель-логопед: Афонина Валентина Петровна
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».
Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.
Коррекционно- образовательные цели:
- Закрепление представлений о зиме и ее приметах.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слов)
- Закрепление знаний о предложении
- Знакомство с новой буквой
- Чтение слогов и слов с новой буквой
Коррекционно – развивающие цели:
Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, внимания, мышления, памяти, артикуляционной и общей моторики, мелкой моторики.
Коррекционно- воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Развитие чувства сострадания, заботы.
Оборудование: ИКТ презентация «В зимнем парке», презентация «Зимующие птицы», магнитофон с записью пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», фишки, зеркала, эспандеры, предметные картинки: птицы перелетные и зимующие, рабочая тетрадь, пластилин.
Ход занятия
I Организационный момент
(Объявление темы занятия. Создание эмоционально- положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)).
Дети приглашаются на занятие. Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети встают полукругом. (СЛАЙД 2)
( На экране появляются картинки: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.)
Логопед: Рассмотрите и назовите эти картинки (ответы детей)
Логопед: Подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок. Не забывайте отвечать полным ответом.
Дети: Эти слова образованы от слова «снег»
Логопед: Подумайте, какие еще слова можно образовать от слова «снег».
(Наводящие вопросы: Какую бабу слепили из снега? Как мы говорим, когда идет сильный снег?)
Логопед: Какой звук есть в каждом слове, образованном от слова «снег»
Дети: В каждом слове есть звук «С»
Логопед: Как называются слова, образованные от одного слова?
Дети: Это родственные слова
(Дети проходят за столы)
II Выделение однокоренных слов из контекста
Логопед: А теперь послушайте маленький рассказ и запомните родственные слова к слову «Зима»
Чтение рассказа и выделение детьми родственных слов.
«Наступила зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие птицы перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку зиму».
Логопед: Молодцы! Вы правильно нашли родственные слова к слов «зима». А какой звук есть во всех этих словах?
Дети: Звук «ЗЬ» есть во всех словах.
Логопед: Хорошо! А есть ли в этом рассказе слова с твердым звуком «З»?
Дети: «залег», «заяц».
III Диффиренциация звуков С, СЬ, З, ЗЬ в слогах и словах.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!». Я буду произносить слоги со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], а вы постарайтесь правильно повторить:
СА-ЗА-СЯ-ЗЯ СУ-ЗУ-СЮ-ЗЮ
СО-ЗО-СЁ-ЗЁ СЫ-ЗЫ-СИ-ЗИ
Логопед: Молодцы! А сейчас возьмите фишки, обозначающие звуки С, З и СЬ, ЗЬ по одной в каждую руку. Я буду произносить слова, а вы находить в них эти звуки и поднимать нужную фишку:
ЗИМА, СНЕГ, ЗАЯЦ, ЗОНТ, СЕРЫЙ, СИМА, СОМ, ЗИМНИЙ
Логопед: Вы отлично справились с заданием. И я приглашаю вас в парк. Какую одежду вы оденете?
Дети: Зимнюю!
Логопед: Какую обувь?
Дети: Зимнюю!
Дети: Одевайтесь! (Физминутка «Одеваемся»)
V Рассматривание картины «В зимнем парке» (СЛАЙД 3)
Логопед: Ребята! Посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено?
Дети: На картине - зима.
Логопед: Значит, мы с вами пришли в какой парк?
Дети: Мы пришли в зимний парк.
Логопед: А рукавички одеть забыли
Дети: Давайте хорошо согреем ручки, а потом наденем рукавички.
VI Дыхательная гимнастика «Согреем ручки».
VII Подбор детьми слов - определений
Логопед: Посмотрите, что лежит на земле, на деревьях!?
Дети: Снег!
Логопед: Снег какой? Начните со слова «снег»…
Дети: Снег белый, пушистый, холодный….
Логопед: А деревья какие?
Дети: Деревья голые, заснеженные.
VIII Повторение «Зимующие птицы»
Логопед: а могут ли в зимнем парке быть птицы? Как мы называем птиц, которые у нас зимуют?
Дети: Зимующие птицы.
Логопед: Назовите этих птиц. (Ответы детей)
Логопед: А теперь посмотрим, знаете ли вы, как выглядят эти птицы. Посмотрите на экран и поднимите руку, кто узнает эту птицу?
(СЛАЙДЫ 2-10)
Дети называют птиц.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц. А знаете ли вы, как можно помочь им пережить зиму? (Ответы детей: надо делать кормушки и насыпать в них корм, зерно, крошки и т.д. для синичек сало…) (СЛАЙД 11)
Игра подвижная «Снеговик»
Дети садятся за столы.
Логопед: Зимующих птиц вы запомнили. А сможете ли вы их отличить от перелетных? Предлагаю поиграть в игру «Улетают- не улетают»
Игра «Улетают- не улетают»
На столах у детей предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Дети по одному выходят к доске, показывают всем свою картинку, называют птицу, ставят картинку туда где лето – перелетную птицу, а где зима – зимующую птицу.
IX Артикуляционная гимнастика на звуки С, З. (Выполняется перед зеркалами)
X Характеристика звуков С, СЬ, З, ЗЬ.
Логопед: Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторяем?
Дети: Звуки С, СЬ, З, ЗЬ.
Логопед: чем похожи эти звуки?
(Дети рассказывают о положении органов артикуляции при произнесении этих звуков).
Логопед: Чем еще они похожи?
Дети: Они согласные.
Логопед: Чем эти звуки отличаются?
Дети: Звуки С, СЬ- глухие, З, ЗЬ- звонкие. Звуки С, З – твердые, а СЬ, ЗЬ - мягкие.
Логопед: Правильно, вспомните какой буквой обозначаются звуки С, СЬ (буквой «С» (выставляется на доске))
Логопед: Кто догадался, какой буквой обозначаются звуки З и Зь? (Ответы детей).
Логопед: Посмотрите на букву «З». а что она похожа? (Ответы детей).
Логопед: Послушайте чистоговорку:
«Буква «З» как змея извивается,
Потому и бувой «З» называется.
Логопед: Повторим все вместе…
XI Развитие мелкой моторики
Логопед: ребята, возьмите эспандеры, и крепко сжимая повторяйте за мной:
Снегирь и сорока, и клест, и синицы
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по – прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же сами.
Логопед: Откройте тетради там, там где закладка, какую букву вы здесь видите?
XII Работа в тетрадях.
XIII Работа с пластилином.
Логопед: А сейчас постарайтесь вылепить красивую букву «З». Сначала хорошо раскатайте колбаску пластилина между ладошек, а из нее сделайте букву «З».
Логопед: Какие красивые буквы у вас получились!
XIV Итог занятия
Логопед предлагает вспомнить задания, которые они выполняли и рассказать, что им понравилось. Затем оценивается работа каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме "Беседа о зиме".
Конспект НОД для логопедической группы. В своем конспекте я использовала большое количество игровых упражнений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие р...
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.Учить ...
НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах
НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
ЗИМА.Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.У...
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»...
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»....