Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Афонина Валентина Петровна

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД в старшей логопедической группе Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З. Учитель-логопед Афонина В.П.

Слайд 2

Коррекционно- образовательные цели : Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов) Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слов) Закрепление знаний о предложении Знакомство с новой буквой Чтение слогов и слов с новой буквой Коррекционно – развивающие цели: Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, внимания, мышления, памяти, артикуляционной и общей моторики, мелкой моторики. Коррекционно- воспитательные цели: Воспитание доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Развитие чувства сострадания, заботы. Оборудование: ИКТ презентация «В зимнем парке», презентация «Зимующие птицы», магнитофон с записью пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», фишки, зеркала, эспандеры, предметные картинки: птицы перелетные и зимующие, рабочая тетрадь, пластилин.

Слайд 3

Дети приглашаются на занятие. Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети встают полукругом. Логопед: Рассмотрите и назовите эти картинки (ответы детей) Логопед: Подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок. Не забывайте отвечать полным ответом. Дети: Эти слова образованы от слова «снег» Логопед: Подумайте, какие еще слова можно образовать от слова «снег». (Наводящие вопросы: Какую бабу слепили из снега? Как мы говорим, когда идет сильный снег?) Логопед: Какой звук есть в каждом слове, образованном от слова «снег» Дети: В каждом слове есть звук «С» Логопед: Как называются слова, образованные от одного слова? Дети: Это родственные слова

Слайд 4

Логопед: А теперь послушайте маленький рассказ и запомните родственные слова к слову «Зима» Чтение рассказа и выделение детьми родственных слов. «Наступила зима . Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие птицы перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые . А дети радостно встречают зимушку зиму ». Логопед: Молодцы! Вы правильно нашли родственные слова к слов «зима». А какой звук есть во всех этих словах? Дети: Звук «ЗЬ» есть во всех словах. Логопед: Хорошо! А есть ли в этом рассказе слова с твердым звуком «З»? Дети: «залег», «заяц».

Слайд 5

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!». Я буду произносить слоги со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], а вы постарайтесь правильно повторить: СА-ЗА-СЯ-ЗЯ СУ-ЗУ-СЮ-ЗЮ СО-ЗО-СЁ-ЗЁ СЫ-ЗЫ-СИ-ЗИ Логопед: Молодцы! А сейчас возьмите фишки, обозначающие звуки С, З и СЬ, ЗЬ по одной в каждую руку. Я буду произносить слова, а вы находить в них эти звуки и поднимать нужную фишку: ЗИМА, СНЕГ, ЗАЯЦ, ЗОНТ, СЕРЫЙ, СИМА, СОМ, ЗИМНИЙ Логопед: Вы отлично справились с заданием. И я приглашаю вас в парк. Какую одежду вы оденете? Дети: Зимнюю! Логопед: Какую обувь? Дети: Зимнюю! Дети: Одевайтесь! (Физминутка «Одеваемся») Логопед: Ребята! Посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено? Дети: На картине - зима. Логопед: Значит, мы с вами пришли в какой парк? Дети: Мы пришли в зимний парк. Логопед: А рукавички одеть забыли Дети: Давайте хорошо согреем ручки, а потом наденем рукавички.

Слайд 6

Дыхательная гимнастика «Согреем ручки». Подбор детьми слов - определений Логопед: Посмотрите, что лежит на земле, на деревьях!? Дети: Снег! Логопед: Снег какой? Начните со слова «снег»… Дети: Снег белый, пушистый, холодный…. Логопед: А деревья какие? Дети: Деревья голые, заснеженные. Логопед: а могут ли в зимнем парке быть птицы? Как мы называем птиц, которые у нас зимуют? Дети: Зимующие птицы. Логопед: Назовите этих птиц. (Ответы детей) Логопед: А теперь посмотрим, знаете ли вы, как выглядят эти птицы. Посмотрите на экран и поднимите руку, кто узнает эту птицу? (СЛАЙДЫ 2-10) Дети называют птиц. Логопед: Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц.

Слайд 7

А знаете ли вы, как можно помочь им пережить зиму? (Ответы детей: надо делать кормушки и насыпать в них корм, зерно, крошки и т.д. для синичек сало…) Логопед: Зимующих птиц вы запомнили. А сможете ли вы их отличить от перелетных? Предлагаю поиграть в игру «Улетают- не улетают» Игра «Улетают- не улетают» На столах у детей предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Дети по одному выходят к доске, показывают всем свою картинку, называют птицу, ставят картинку туда где лето – перелетную птицу, а где зима – зимующую птицу. Артикуляционная гимнастика на звуки С, З. (Выполняется перед зеркалами) Характеристика звуков С, СЬ, З, ЗЬ. Логопед: Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторяем? Дети: Звуки С, СЬ, З, ЗЬ. Логопед: чем похожи эти звуки? (Дети рассказывают о положении органов артикуляции при произнесении этих звуков). Логопед: Чем еще они похожи? Дети: Они согласные. Логопед: Чем эти звуки отличаются? Дети: Звуки С, СЬ- глухие, З, ЗЬ- звонкие. Звуки С, З – твердые, а СЬ, ЗЬ - мягкие. Логопед: Правильно, вспомните какой буквой обозначаются звуки С, СЬ (буквой «С» (выставляется на доске)) Логопед: Кто догадался, какой буквой обозначаются звуки З и Зь?

Слайд 8

Логопед: Посмотрите на букву «З». а что она похожа? (Ответы детей). Логопед: Послушайте чистоговорку: «Буква «З» как змея извивается, Потому и бувой «З» называется. Логопед: Повторим все вместе… Развитие мелкой моторики Логопед: ребята, возьмите эспандеры, и крепко сжимая повторяйте за мной: Снегирь и сорока, и клест, и синицы Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по – прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же сами. Логопед: Откройте тетради там, там где закладка, какую букву вы здесь видите? Работа в тетрадях

Слайд 9

Работа с пластилином. Логопед: А сейчас постарайтесь вылепить красивую букву «З». Сначала хорошо раскатайте колбаску пластилина между ладошек, а из нее сделайте букву «З». Логопед: Какие красивые буквы у вас получились! Итог занятия Логопед предлагает вспомнить задания, которые они выполняли и рассказать, что им понравилось. Затем оценивается работа каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ЗИМНЕМ ПАРКЕ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ


Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10

МАДОУ ЦРР Д/С № 131

Развитие речи в старшей логопедической группе

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».

Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Учитель-логопед:  Афонина Валентина Петровна

Конспект НОД в старшей логопедической группе

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».

Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Коррекционно- образовательные цели:

  1. Закрепление представлений о зиме и ее приметах.
  2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)
  4. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слов)
  5. Закрепление знаний о предложении
  6. Знакомство с новой буквой
  7. Чтение слогов и слов с новой буквой

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, внимания, мышления, памяти, артикуляционной и общей моторики, мелкой моторики.

 Коррекционно- воспитательные цели:

Воспитание  доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Развитие чувства сострадания, заботы.

Оборудование: ИКТ презентация «В зимнем парке», презентация «Зимующие птицы», магнитофон с записью пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», фишки, зеркала, эспандеры, предметные картинки: птицы перелетные и зимующие, рабочая тетрадь, пластилин.

Ход занятия

I Организационный момент

(Объявление темы занятия. Создание эмоционально- положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)).

Дети приглашаются на занятие. Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети встают полукругом. (СЛАЙД 2)

( На экране появляются картинки: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.)

Логопед: Рассмотрите и назовите эти картинки (ответы детей)

Логопед: Подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок. Не забывайте отвечать полным ответом.

Дети: Эти слова образованы от слова «снег»

Логопед: Подумайте, какие еще слова можно образовать от слова «снег».

(Наводящие вопросы: Какую бабу слепили из снега? Как мы говорим, когда идет сильный снег?)

Логопед: Какой звук есть в каждом слове, образованном от слова «снег»

Дети: В каждом слове есть звук «С»

Логопед: Как называются слова, образованные от одного слова?

Дети: Это родственные слова

(Дети проходят за столы)

II Выделение однокоренных слов из контекста

Логопед: А теперь послушайте маленький рассказ и запомните родственные слова к слову «Зима»

Чтение рассказа и выделение детьми родственных слов.

«Наступила зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие птицы перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку зиму».

Логопед: Молодцы! Вы правильно нашли родственные слова к слов «зима». А какой звук есть во всех этих словах?

Дети: Звук «ЗЬ» есть во всех словах.

Логопед: Хорошо! А есть ли в этом рассказе слова с твердым звуком «З»?

Дети: «залег», «заяц».

III Диффиренциация звуков С, СЬ, З, ЗЬ в слогах и словах.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!». Я буду произносить слоги со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], а вы постарайтесь правильно повторить:

СА-ЗА-СЯ-ЗЯ                  СУ-ЗУ-СЮ-ЗЮ

СО-ЗО-СЁ-ЗЁ                   СЫ-ЗЫ-СИ-ЗИ

Логопед: Молодцы! А сейчас возьмите фишки, обозначающие звуки С, З  и СЬ, ЗЬ по одной в каждую руку. Я буду произносить слова, а вы находить в них эти звуки и поднимать нужную фишку:

ЗИМА, СНЕГ, ЗАЯЦ, ЗОНТ, СЕРЫЙ, СИМА, СОМ, ЗИМНИЙ

Логопед: Вы отлично справились с заданием. И я приглашаю вас  в парк. Какую одежду вы оденете?

Дети: Зимнюю!

Логопед: Какую обувь?

Дети: Зимнюю!

Дети: Одевайтесь! (Физминутка «Одеваемся»)

V Рассматривание картины «В зимнем парке» (СЛАЙД 3)

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено?

Дети: На картине - зима.

Логопед: Значит, мы с вами пришли в какой парк?

Дети: Мы пришли в зимний парк.

Логопед: А рукавички одеть забыли

Дети: Давайте хорошо согреем ручки, а потом наденем рукавички.

VI Дыхательная гимнастика «Согреем ручки».

VII Подбор детьми слов - определений

Логопед: Посмотрите, что лежит на земле, на деревьях!?

Дети: Снег!

Логопед: Снег какой? Начните со слова «снег»…

Дети: Снег белый, пушистый, холодный….

Логопед: А деревья какие?

Дети: Деревья голые, заснеженные.

VIII Повторение  «Зимующие птицы»

Логопед: а могут ли в зимнем парке быть птицы? Как мы называем птиц, которые у нас зимуют?

Дети: Зимующие птицы.

Логопед: Назовите этих птиц. (Ответы детей)

Логопед: А теперь посмотрим, знаете ли вы, как выглядят эти птицы. Посмотрите на экран и поднимите руку, кто узнает эту птицу?

 (СЛАЙДЫ 2-10)

Дети называют птиц.

Логопед: Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц. А знаете ли вы, как можно помочь им пережить зиму? (Ответы детей: надо делать кормушки и насыпать в них корм, зерно, крошки и т.д. для синичек сало…) (СЛАЙД 11)

Игра подвижная «Снеговик»

Дети садятся за столы.

Логопед: Зимующих птиц вы запомнили. А сможете ли вы их отличить от перелетных? Предлагаю поиграть в игру «Улетают- не улетают»

Игра «Улетают- не улетают»

На столах у детей предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Дети по одному выходят к доске, показывают всем свою картинку, называют птицу, ставят картинку туда где лето – перелетную птицу, а где зима – зимующую птицу.

IX Артикуляционная гимнастика на звуки С, З. (Выполняется перед зеркалами)

X Характеристика звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

Логопед: Ребята, какие звуки мы сегодня  с вами повторяем?

Дети: Звуки С, СЬ, З, ЗЬ.

Логопед: чем похожи эти звуки?

(Дети рассказывают о положении органов артикуляции при произнесении этих звуков).

Логопед: Чем еще они похожи?

Дети: Они согласные.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Дети: Звуки С, СЬ- глухие,  З, ЗЬ- звонкие. Звуки С, З – твердые, а СЬ, ЗЬ - мягкие.

Логопед: Правильно, вспомните какой буквой обозначаются звуки С, СЬ (буквой «С» (выставляется на доске))

Логопед: Кто догадался, какой буквой обозначаются звуки З и Зь? (Ответы детей).

Логопед: Посмотрите на букву «З». а что она похожа? (Ответы детей).

Логопед: Послушайте чистоговорку:

                        «Буква «З» как змея извивается,

                          Потому и бувой «З» называется.

Логопед: Повторим все вместе…

XI Развитие мелкой моторики

Логопед: ребята, возьмите эспандеры, и крепко сжимая повторяйте за мной:

                          Снегирь и сорока, и клест, и синицы

                          Зимуют у нас эти чудные птицы.

                          И чтоб они жили по – прежнему с нами,

                          Мы будем кормить их, конечно же сами.

Логопед: Откройте тетради там, там где закладка, какую букву вы здесь видите?

XII Работа в тетрадях.

XIII Работа с пластилином.

Логопед: А сейчас постарайтесь вылепить красивую букву «З». Сначала хорошо раскатайте колбаску пластилина между ладошек, а из нее сделайте букву «З».

Логопед: Какие красивые буквы у вас получились!

XIV Итог занятия

Логопед предлагает вспомнить задания, которые они выполняли и рассказать, что им понравилось. Затем оценивается работа каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме "Беседа о зиме".

Конспект НОД для логопедической группы. В своем конспекте я использовала большое количество игровых упражнений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.Учить ...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

ЗИМА.Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.У...

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»...

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»....