Развитие речи и речевые задания по лексической теме "Игрушки"
план-конспект занятия по логопедии

Яценко Евангелина Сергеевна

Развитие речи и речевые задания  по лексической теме "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_uprazhneniya.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые упражнения по лексико-грамматической теме "Игрушки"

Учитель – логопед Яценко Е.С.

                               Описание: https://amady-sp.ru/upload/users/22/22158/all/1b/logo.png

Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме "Игрушки".

1. «Один - много»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

-мяч – мячи – много мячей

-мячик – мячики – много мячиков

-кукла – куклы – много кукол

-кубик – кубики – много кубиков

-мишка – мишки – много мишек

-машина – машины – много машин

-машинка – машинки – много машинок

-собачка – собачки – много собачек

-пирамида – пирамиды – много пирамид

-пирамидка – пирамидки – много пирамидок

-матрешка – матрешки – много матрешек

-неваляшка – неваляшки – много неваляшек

-робот – роботы – много роботов

-самолет – самолеты – много самолетов

2. «Доскажи словечко»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме) :

-В коробке лежат что? … (игрушки) .

-В магазине много чего? … (игрушек) .

-Петя рад чему? … (игрушкам) .

-Мама купила что? … (игрушки) .

-На столе коробка с чем? … (с игрушками) .

-Таня мечтает о чем? … (об игрушках) .

3. «Большой - маленький»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных) :

-Большой мяч, а маленький … мячик.

-Большой самолет, а маленький … самолетик.

-Большой корабль, а маленький … кораблик.

-Большой солдат, а маленький … солдатик.

-Большой мишка, а маленький … мишутка.

-Большой слон, а маленький … слоник.

-Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

-Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.

-Большая машина, а маленькая … машинка.

-Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

-Большая кукла, а маленькая … куколка.

4. «Скажи ласково»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных) :

-Корабль синий, а кораблик … синенький.

-Мяч круглый, а мячик … кругленький.

-Шар желтый, а шарик … желтенький.

-Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

-Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

-Слон грустный, а слоник … грустненький.

-Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.

-Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

5. «Из чего - какой? »

(образование относительных прилагательных) :

-Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

-Домик из картона какой? (картонный)

-Робот из железа какой? (железный)

-Лошадка из дерева какая? (деревянная)

-Мишка из плюша какой? (плюшевый)

-Собачка из меха какая? (меховая)

-Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

-Лягушка из резины какая? (резиновая)

-Солдатик из олова какой? (оловянный)

-Курочка из глины какая? (глиняная)

-Бычок из соломы какой? (соломенный)

-Машинка из металла какая? (металлическая)

6. «Вставь пропущенное слово»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно) :

-Игрушки лежат … коробке. (В)

-Кукла спит … кроватке. (В)

-Зайка катается … машинке. (НА)

-Мозаика упала … стола. (СО)

-Машинка отъехала … гаража. (ОТ)

-Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)

-Воздушный шарик летает … столом. (НАД)

-Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)

-Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)

-Машинка катится … полу. (ПО)

7. «Скажи наоборот»

(упражнение в подборе антонимов) :

-Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая) .

-Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий) .

-Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная) .

-У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий) .

-Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая) .

-Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко) .

-Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро) .

-Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил) .

-Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала) .

-Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали) .

-Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился) .

8. «Исправь ошибку и скажи правильно»

(развитие логического мышления) :

-Резиновый мячик из дерева.

-Меховой зайчик твердый.

-Деревянная пирамидка мягкая.

-У слоника короткий хобот.

-У зайчика длинный хвостик.

-Воздушный шарик катится вверх.

-У Буратино короткий нос.

-У Мальвины красные волосы.

-Елочные игрушки висят на березе.

-Воздушный шарик тяжелее мячика.

-По воде плывет самолетик.

-Петя катает кубик.

-Глиняную уточку слепили из пластилина.

-Говорящая кукла громко молчит.

-Кукла моргает ушками.

-У зайчика четыре ножки.

9. «Исправь ошибку и скажи правильно»

(развитие логического мышления) :

-Игрушки покупают Ваню.

-Мозаика складывает детей.

-Пирамидка собирает Таню.

-Гараж подъехал к машинке.

-Стол лежит под мячиком.

-Диван закатился под мячик.

-Стол упал с пирамидки.

-Машинка катает Петю по полу.

-Коробка лежит в игрушках.

-У колеса сломалась машинка.

-Лошадка едет на мишке.

-Коляска едет на куколке.

-Стол летает над шариком.

-Робот сломал мальчика.

-Машинка починила папу.

-У кузова большая машина.

-У носа длинный Буратино.

-У волос кудрявая Мальвина.

-У хобота длинный слоник.

-У хвоста пушистый зайка.

10. «Доскажи словечко»

(подумай и ответь полным предложением) :

-Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.

-Грузовая машинка перевозит что? … грузы.

-Настольная игра лежит где? … на столе.

-Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.

-Музыкальная игрушка играет что? … музыку.

-Елочные игрушки повесили куда? … на елку.

-У зайчика длинные что? … ушки.

-У мишки четыре чего? … лапы.

-У Мальвины голубые что? … волосы.

-У Буратино длинный что? … нос.

-У пирамидки много чего? … колец.

-Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .

-Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.

-Куклу уложили спать куда? … в кроватку.

-Куклу накрыли чем? … одеяльцем.

-Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .

-Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.

-Уронили мишку куда? … на пол.

-Оторвали мишке что? … лапу.

-Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.

-Зайку бросила кто? … хозяйка.

11. «Собери предложение»

(работа с деформированным предложением) :

-Кукла, спать, кроватка, в.

-Игрушки, полка, на, лежать.

-Мяч, стол, лежать, под.

-Сын, мама, игрушка, купить.

-Петя, катать, машинка, пол, по.

-Машинка, чинить, папа.

-Пирамидка, стол, упасть, со

12. «Назови лишнее слово»

(развитие логического мышления) :

-Игрушка, игра, груша, игрушечный.

-Икра, игра, играть, игрушки.

-Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

-Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

-Пирамидка, кубик, робот, книга.

-Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

-кукла, мяч, береза, машинка

-барабан, матрешка, лук, самолетик

-юла, неваляшка, тетрадь, робот

-мяч, ромашка, кубик, мишка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».

Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей....

Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»

laquo;Звуковая культура речи: звуки щ –ч».Занятие проводится в средней группе: дети 4-5 лет. Целью данного занятия является:  Дифференциация звуков щ - ч. В ходе занятия, решали...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»

Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»Цель:  Дифференциация звуков щ - ч.Задачи: Образ...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...