Конспект занятия на тему - Зимушка - зима
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект занятия с использованием речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

 в подготовительной группе для детей с ТНР

Тема «Зимушка - зима»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                Осипова Марина  Николаевна

Январь 2021 год

Тема: «Зимушка - зима»

 Образовательные области: «Познавательное развитие»,        

                                                  «Речевое развитие»

Цель: уточнить и расширить знания детей о зиме,  активизировать словарь детей по данной теме, развивать связную речь.

Программные задачи:

1.  Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, обогащать и активизировать словарь детей за счёт зимних слов: метель, вьюга, снегопад…

2.Закрепить знания детей о зиме, о признаках зимы, о жизни животных зимой,  о зимующих птицах, о зимних забавах.

 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи:

 1. Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие. добиваться чёткого произношения звуков и слогов.

2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами;  согласовывать существительные с числительными.

Оборудование: картинки-схемы с изображением признаков зимы, конверты с заданиями, презентация о зиме, схема-плакат «Следы зверей», полоски и кружки для звукового анализа слов.

Предварительная работа:

 1.Наблюдения за зимними  изменениями в природе на прогулке.

2.Чтение стихов о зиме,  разучивание пословиц, рассматривание иллюстраций и книг о природе, закрепление знаний в художественном творчестве.

3.Изучение тем «Зима», «Зимующие птицы», «Животные зимой», «Зимние забавы», просмотр видео фильмов и презентаций о зиме.

4.Рисование, лепка, аппликация по данным темам.

Ход занятия

1. Здравствуйте,  дорогие  ребята. Здравствуйте, дорогие гости.

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся  в необычное путешествие в сказочный, зимний лес. Ведь лес зимой действительно сказочно красивый. Нам предстоит преодолеть  на своём пути много препятствий,   выполнить много разных заданий, расшифровать лесную карту, где много – много следов разных животных.

Слайд 1.

    Ребята, вы готовы к трудным испытаниям? А как надо разговаривать в зимнем лесу, чтобы не спугнуть животных?

    Правильно, тихо. В заснеженном лесу всегда стоит тишина, редко можно услышать звуки птиц, стук дятла, а лесные жители спрятались среди огромных снежных сугробов.

   А теперь в путь! Посмотрите, сколько здесь  в заснеженном лесу сугробов. Они большие и маленькие. А пока мы идём, мы потренируемся тихо разговаривать и слушать друг друга.  

Речевая игра «Назови  звук ».

Вот мы уже и в зимнем лесу.

Слайд 2, слайд 3.

2. Ой, посмотрите, под деревом прыгают белочки.

Слайд 4.

 А вот здесь белочка спряталась в дупле и уронила конверт. Он, наверное,  для нас. Давайте посмотрим.

Дидактическое упражнение «Назови признаки зимы»

- Зимой  солнце светит и не греет.

- Зимой много снега.

- Зимой день становится короче, а ночь длиннее.

- Декабрь, январь и февраль – это три зимних месяца….

( Дети составляют предложения по схемам – подсказкам)

Молодцы, справились с заданием. А теперь скажите,  какая белка зимой?

 Белка – пушистая, серая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая….

  Ребята, давайте расскажем стишок для белочки.

Белый снег

Белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

 Ребята, а как белки разговаривают друг с другом. Они цокают. Мы сейчас поблагодарим белку, за её задание и громко поцокаем. А пойдём по сугробам и будем тихо цокать.

Цок – цок – цок…

Ой, я нашла конверт. Наверное, мы кого – то спугнули. Давайте тихо постоим.

Слайд 5.

Это заяц испугался и спрятался от нас, а задание оставил в конверте.

 Дидактическая игра «Кто что делает?»

   Я произношу предложение, а вы должны исправить ошибки и произнести его правильно.

Девочка спит в берлоге. (Медведь).

Трусливая Маша бегает в лесу. (Заяц).

Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима).

 Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы).

Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок).

Трусливая лиса убегает от зайца. (Заяц).

Зайчики любят резвится, поэтому заяц придумал ещё одно интересное задание.

Слайд 6.

Игра «Хлопни в ладоши»

Ребята вы хлопаете в ладоши, если услышите зимние слова.

Слова: мороз, снег, осень, лед, иней, трава, снеговик, изморозь, булка,  Снегурочка, снежная крепость, цветы,  снежки, снежинки и т.д.

Молодцы, а теперь сядьте на стульчики и составьте слова: снег, зима, лёд.

( Дети составляют слова, определяя характеристику звуков в слове.)

СНЕГ,  ЗИМА,  ЛЁД

Молодцы, справились с заданием. А сейчас подойдите ко мне, зайчик приготовил для нас ещё одно задание.

Игра «Отгадай звук»

Ребята, вы должны отгадать букву, о которой я говорю.

Я – буква, которая любит танцевать.

О – буква , которая всегда поёт.

А – первая в алфавите.

Н – Буква, которая похожа на лестницу.

Ц – буква, у которой есть коготок.
     Ф – самая сердитая буква.

Молодцы. Подойдите ко мне.

Слайд 7, 8, 9, 10.

( Считаем предметы, согласовываем числительные с существительными.)

А какой зайчик?

Заяц: белый, трусливый, длинноухий, быстрый, пугливый, …

А сейчас мы поиграем.  Встаньте  все в круг.

Физкультминутка:

Вот на ветках – посмотри

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Ой, посмотрите ребята, здесь кто-то пробегал. Чьи это следы, как вы думаете?

Лисы. Как вы догадались?

А вот и лиса, она тоже приготовила для нас задание, наверное,  очень сложное. Лиса ведь хитрая и может нас перехитрить.

Слайд 11.

 Дидактическая игра «Объясни»

 Ребята, я  называю вам словосочетания, а вы должны объяснить, что они означают.

Земля — как белый пушистый ковер.

Зима — веселое время года.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

Молодцы, лисичка оценила ваши знания и приготовила для нас небольшую разминку.

Слайд 12.

Я, ребята, говорила вам, сто лиса хочет нас перехитрить и приготовила для нас ещё задание.

 

 Дидактическая игра «Составь словосочетание»

Ребята, нам надо составить словосочетания из двух слов, заменив одно из существительных на прилагательное.

Зима и месяц — зимний месяц.

Холод и лед — холодный лед.

Колючка и иголка — колючая иголка.

Сила и мороз — сильный мороз.

Лед и дворец — ледовый дворец.

Снег и зима — снежная зима.

Избушка и заяц — заячья избушка.

Пух и снег — пушистый снег.

Зима и вечер — зимний вечер.

Серебро и сосульки — серебряные сосульки.

Молодцы, справились, перехитрили лису.

А сейчас, сядьте удобно, давайте послушаем тишину зимнего леса. Даже птиц не слышно. А какие птицы остаются с нами

- Зимующие.

Назовите их. Кто лечит деревья. Дятел.

Дятел – вежливая птица,

Это знает старый лес.

Он к букашке постучится.

А потом букашку съест.

Гимнастика для глаз.

Слайд 13.

Ой, посмотрите, это кто? Это волк. Он приготовил для нас тоже задание. Надо постараться, выполнить его, а то мы останемся в лесу и не попадём в детский сад.

Игра с мячом «Закончи предложение».

 Ребята, я буду начинать предложение, а вы должны его продолжить. Будьте внимательны. Говорить нужно только о том, что бывает зимой.

На улице у ребят покраснели щеки, потому что... (был сильный мороз).

Вечером зимой рано темнеет, потому что... (дни стали короче).

На улицах работают снегоуборочные машины, потому что... (выпало много снега).

Снег стал таять, потому что... (наступила оттепель).

Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что... (можно замёрзнуть).

Люди покупают ёлочные игрушки, потому что... (скоро Новый год).

Зимой весело, потому что... (можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Дворники посыпают песком дорожки, потому что... (на улицах очень скользко).

Зимой опасно ходить рядом с домами, потому что... (могут упасть сосульки).

Река покрылась льдом, потому что... (вода замёрзла).

Слайд 14.

   Нам надо расшифровать лесную карту и определить, кто пробегал по заснеженной поляне.

( Дети по следам определяют зверя.)

Ребята, давайте расскажем стихи о зиме, а гости послушают.

3. Ребята, посмотрите как красиво в лесу.  Давайте все вместе любить и охранять природу, беречь птиц и животных.  Что надо для этого делать?

Оценка непосредственной деятельности детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Зимушка-зима».

Цель занятия:закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен ...

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Конспект для учителя-логопеда в детском саду...

Конспект подгруппового занятия на тему: "Зимушка,зима"

Конспект занятия по лексической теме: "Зима" в старшей группе ДОУ. В помощь логопедам и воспитателям....

Конспект занятий по теме "Зимушка-зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «физкультмин...

Конспект занятия на тему «Зимушка-зима».

Цель занятия:закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;р...