Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Синько Наталья Владимировна

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной  речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде - наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников

     В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной  речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

     Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде - наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях дети сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. У детей появляется желание выразить свои эмоции, открытия еще до того, как он может выразить это словами, поэтому надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов, надо дать ему материал: пластилин или тесто для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

Значение продуктивной деятельности для развития речи.

Продуктивная деятельность – это деятельность, цель которой получение продукта: постройки, рисунка, аппликации, поделки из пластилина, глины или теста. Значение этой деятельности для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.

Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

На таких занятиях детей необходимо знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В продуктивной деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенных задач.

Важно и то обстоятельство, что в продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. 

Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Виды работы по речевому развитию в процессе продуктивной деятельности.

В специально организованной продуктивной деятельности необходимо создать благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу педагога легко создаются  специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей традиционно используются следующие элементы занятий.

• Педагог обсуждает с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняет смысл каждого действия и тем самым не только развивает активную речь детей, но и учит их работать по плану, выраженному в слове.

• Педагог напоминает о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучает вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

• Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия педагог просит их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

• Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.

• Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия педагог предлагает вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информациюразвивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.

• Дети участвуют в коллективной лепке, им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Педагог дает образец того, как правильно можно построить свое высказывание в общем разговоре.

Таким образом, и замысел и результат - продукт детской деятельности -всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные ее виды для коррекции недоразвития речи. А в логопедической группе еще и сам процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

• опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

• ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от замысла до конечного видимого результата;

• возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значение слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Таким образом, взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяют в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи.

Список используемой литературы:

Е. Новокрещенова  «Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников»

И. И. Филиппова «Развитие речи в продуктивных видах деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

Презентация по проекту "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников"

Презентация по проекту. Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей средствами театрализованной деятельности....

«Театральная деятельность, как средство развития связной речи у дошкольников»

Цель нашей работы: развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально-игровую деятельность.Для этого  поставлены следующие задачи:создать специальную предметно пространств...

Продуктивная деятельность как средство развития связной речи.

laquo;Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения склады...

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контр...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...