Презентация "Разработка примерного индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Елена Александровна Рубанчик

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями, планирование программы собственного развития ребёнка в процессе игры, общения и т.д., которую называют "Индивидуальный образовательный маршрут".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_iom.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 учителя-логопеды: Рубанчик Елена Александровна Прямикова Жанна Алексеевна г. Рыбинск Разработка примерного индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями, планирование программы собственного развития ребёнка в процессе игры, общения и т.д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут

Слайд 3

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС ДО это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком , имеющим проблемы в психическом и физическом развитии, и семьёй , воспитывающей такого ребёнка .

Слайд 4

Цель Создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Слайд 5

Принципы Индивидуальный подход к личности ребёнка (базовый) Принцип соблюдения интересов ребёнка («на стороне ребёнка») Принцип отказа от усреднённого нормирования ( избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании) Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ Принцип непрерывности Принцип опоры на обучаемость ребёнка

Слайд 6

Алгоритм разработки Индивидуального образовательного маршрута 1 . Выявление и анализ проблем развития ребёнка с ОВЗ специалистами сопровождения (диагностика, заключения основным педагогом и специалистами сопровождения). 2. Обсуждение намеченных действий на заседании консилиума, утверждение. 3. Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ПМПК). 4. Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы). 5. Организация психолого-педагогической помощи ребёнку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребёнка .

Слайд 7

Структура индивидуального образовательного маршрута 1.Титульный лист с указанием наименования учреждения, ФИО ребёнка, год обучения, согласование с родителями. 2.Пояснительная записка , в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков. 3.Целевой раздел *краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка. * Постановка целей, определение задач коррекционной работы. 4.Содержательный раздел 1.Содержание коррекционнойработы 2.Специфика коррекционной работы 3. Работа с родителями 5.Организационный раздел 1.Условия успешной реализации маршрута 2.Ожидаемые результаты 3.Прогноз развития.

Слайд 8

Э то дети, относятся к категории детей с ОВЗ,имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении и воспитании. Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 9

Заключения ПМПК

Слайд 10

парциальная несформированность ВПФ вербального и вербально-логического компонента Невысокая речевая активность, сопровождающаяся спецификой развития крупной моторики. Невысокий темп деятельности. Затруднено понимание сложных речевых конструкций, все виды словообразования, активный словарь ниже возрастной нормы, затруднен поиск обобщающих слов. В речи часто встречаются смысловые замены (вербальные парафазии), затруднено понимание сложных пространственных, пространственно-временных, причинно-следственных лингвистических конструкций. Часто проявляются невротические знаки (тики, энурез , заикание и т.п.).

Слайд 11

парциальная несформированность ВПФ регуляторного компонента Импульсивность в поведении, чаще двигательная и речевая расторможенность, чем вялость Дети чаще всего конфликтны, неуправляемы и недостаточно критичны. Отличительной чертой развития познавательной сферы является несформированность произвольности ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. Формирование пространственных представлений страдает преимущественно на уровне вербальных представлений, что влечет за собой трудности понимания отдельных пространственных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Слайд 12

Примерный индивидуальный образовательный маршрут ребёнка детского сада № 52 с тяжёлыми нарушениями речи и парциальной несформированностью вербального и вербально-логического компонента ФИО ребёнка _______________________________________ Дата рождения ребёнка ________________________________________ Утверждено: Заведующий детским садом № 52 ___________________________________ (ФИО заведующего) Согласовано _____________________________________ (ФИО родителя) Срок реализации:

Слайд 13

Пояснительная записка По заключению ПМПК ребёнку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. ИОМ составлен на 1 год обучения с опорой на адаптированную основную образовательную программу дошкольного учреждения и с учётом «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой . Основным способом деятельности являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Слайд 14

I .Целевой раздел 1. Общие сведения о ребёнке: Ф.И. ребенка: ___________________________________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ПМПК _____________________________________________________ Сопутствующие заболевания _____________________________________________ Группа здоровья ________________ Характеристика ребёнка: Внешний вид и особенности эмоционально-личностной сферы ( моторно неловки, скованны, не уверены в себе, тревожны, тики)___________________________________________________________ Особенности деятельностити (темп деятельности неравномерный, снижен, поверхностный интерес к деятельности, либо его полная потеря) ___________________________________________________ Особенности развития когнитивной сферы (сужен объем активного внимания, затруднено слуховое и зрительное восприятие, затруднено понимание сложных речевых конструкций)___________________________________ Игровая деятельность (малоактивны, отдают предпочтения к невербальным играм)_____________________ 2. Цель и задачи маршрута. Цель: психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями. Задачи: 1. Формировать фонематические представления. 2. Развивать артикуляционную моторику, формировать правильное звукопроизношение. 3. Развивать мелкую и общую моторику. 4. Обогащать словарный запас. 5. Развить навыки коммуникации. 6. Развивать связную речь. 7. Подготовка к обучению грамоте. 8. Обогащать знания о предметах и объектах окружающего мира. 9. Формировать систему сенсорных эталонов и развивать навыки ориентировки в пространстве и во времени. 10. Развивать психические процессы.

Слайд 15

Раздел программы Развитие слухового внимания Программное содержание расширить рамки слухового восприятия; - развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти; - сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи; - развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Содержание работы -привлечение внимания к звучащему предмету («Что звучало»); - определение направления звука («Откуда звук?»); - различение звучания шумов, муз, инструментов, голосов («Кто пришел, что принес?»); - запоминание последовательности звучаний (шумов предметов); - узнавание и различение отдельных звуков. Формирование фонематических представлений - развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память; - научить слышать отдельные звуки в составе слова. -определение направления звука; - дифференциация неречевых и речевых звуков; выделение заданного звука на фоне звукового, слогового ряда на фоне слова («Поймай звук», «Повтори не ошибись»); - называние слов на заданный звук («Найди игрушку с заданным звуком »); - интонационное выделение звуков . Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения - активизация мимических мышц; - формирование артикуляционных укладов и движений; - выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения; - формирование артикуляционных укладов следующих звуков: - автоматизация звуков в разных позициях; -дифференциация звуков. -последовательное формирование произвольных мимических движений бровей, губ, щек, языка; - артикуляционная и мимическая гимнастика; - задания на имитацию положения рта, губ, языка - развитие статики артикуляционных движений; - развитие динамической координации артикуляторных движений; - упражнения на преодоление сопротивления; - массаж (по необходимости ), II . Содержательный раздел 1.Содержание коррекционной работы

Слайд 16

Развитие функций голоса и дыхания - улучшение качества речевого выдоха: сила, напор, экономный длительный выдох; - активизировать целенаправленный ротовой выдох; - дифференциация ротового и речевого выдоха. « Сдуй ватку», «Дудочки», «Самолетики», «Гонщики», «Карусель», «Погреем ладошки». Развитие чувства ритма, темпа речи - формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного , тактильного). - ритмические упражнения для рук и ног ;- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием («Повтори за мной »);- развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности («Веселый дождик», «Домик для зайчат», «Барабанщики »); ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек ;- дифференциация ритмических цепочек. Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи - уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам (согласно перспективного плана )- учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие ?)- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными, образовывать антонимы ;- учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под ;- формировать навыки построения предложений и связных текстов. « Отгадай, что это» «Назови детеныша» «Один – много» «Большой – маленький» «Скажи какие?» «Скажи наоборот» «Прятки» «Составь предложение, рассказ по картинке» Развитие моторной координации, мелкой моторики рук - развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, тактильную память; - развитие тактильных ощущений. массажные активизирующие движения кистей и пальцев рук ;- узнавание на ощупь различных фактур предметов ;- пальчиковая гимнастика ;- активизация пассивных и активных движений пальцев рук ;- упражнения с мозаикой, прищепкпми , шнуровкой , Су-Джоком и т.д .

Слайд 17

2.Специфика коррекционной работы по формированию вербального и вербально-логического компонента 1.Развивать и формировать пространственные и квазипространственные представления. 2. Учитывать уровень развития графомоторных навыков при подготовке ребёнка к письму. 3.Учитывать особенности аффективно- эмоционального развития ребёнка . 4.Привлекать различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. 5.Чётко и правильно формулировать задания и вопросы. 6.Оказывать ребёнку детализированную помощь на каждом этапе обучения, где у него наблюдаются сложности. 7.Во время занятий использовать переключение с одной деятельности на другую, вводить разнообразие видов заданий. 8.Оценивать успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, развивать веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой. 9.Не оценивать результаты труда ребёнка в сравнении с другими учащимися. 10.Соблюдать этапность формирования способов учебной деятельности: ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при её последовательном изложении.

Слайд 18

3. Работа с родителями 1. Вовлекать родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество. 2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах. 3. Оказывать семье информационную поддержку в виде стенда «Логопедический уголок», литературы и интернет ресурсов. 4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка. 5. Привлекать родителей к активному участию в мероприятиях группы и детского сада. 6.Выставки дидактических игр и упражнений.

Слайд 19

III . Организационный раздел 1.Условия успешной реализации маршрута. 1. Соблюдение режима дня дома и в детском саду. 2. Регулярное посещение ребёнком детского сада. 3. Ежедневное проведение индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий. 4. Совместная работа всех специалистов детского сада (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) над реализацией индивидуальной коррекционной работы.

Слайд 20

2 .Ожидаемые результаты 1 . Ребёнок ориентируется на собственном теле, правильно показывает и называет парнопротивоположные части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, называет направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади). 2 . Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан. 3 . Называет свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес. 4 . Умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки. 4 . Владеет активным словарем и правильным произношением слов. 5 . Проявляет речевую активность в разных видах деятельности. 6 . Отмечается более высокий уровень мелкой моторики, технических навыков и умений.

Слайд 21

3 .Прогноз развития Благоприятный: у детей с вербально-логическим дизонтогенезом создается прочная основа для овладения сопутствующих общеобразовательных программ. Неблагоприятный: дальнейшее нарастание проблем связанных с недостаточностью операциональной стороны мыслительной деятельности вплоть до смешанного состояния, девиация в сторону различных вариантов дисгармоничного развития личности в целом . Составители: учителя-логопеды: Прямикова Ж.А. Рубанчик Е.А.

Слайд 22

Рефлексия « Цветик-Семицветик »

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Главная заповедь педагога- заметить даже самое маленькое продвижение учеников вперёд и поддержать его успех…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном пространстве ДОУ

Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время.    В соответствии с Федеральными государственными образовательн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обес...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко пре...

"Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

  В презентации представлен алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей ...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7, разработанная на основе вариативной примерной адаптированной основной образ...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) дошкольного возраста в условиях ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать б...