Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья на тему

Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений требует определённого логопедического воздействия, но способствовать этому процессу можно и средствами физической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_zanyatiy_fizicheskoy_kultury.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей

в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Система оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [6.

Многочисленные исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [7].

Однако, в последнее время наблюдается низкий уровень физического здоровья детей. В современных условиях жизни двигательная активность детей недостаточна. Данные статистики, примеры медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития физических качеств (выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость). По словам главного педиатра России А.А. Баранова, свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии, за последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция.

Помимо снижения физических характеристик организма ребенка наблюдаются и другие отклонения в развитии. Одним из таких отклонений являются различные нарушения речи, которые оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Речь – один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрудняют общение ребенка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов [4].

Преодоление и предупреждение речевых нарушений требует определенного логопедического воздействия, но способствовать этому процессу можно и средствами физической культуры.

Комплексное применение средств физической культуры, к которым относятся физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы (распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, мест занятий), обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ:

- физкультурные занятия;

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультминутки, закаливающие мероприятия);

- активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья, соревнования);

- работа с родителями (задания на дом).

Многочисленные исследования говорят о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт,  М.М. Кольцова и др.). Действующие во время двигательных действий мышцы дают постоянное поступление импульсов в мозг, стимулируя тем самым центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Когда ребенок приобретает двигательные умения и навыки, улучшается координация его движений. Развитие движений происходит при участии речи.

Многими исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, уровень развития речи ребенка прямо зависит от того, насколько развита его моторика [1,2,5]. Следовательно,  при наличии речевых нарушений у ребенка особое внимание стоит уделять развитию его двигательной сферы. Среди детей логопедических групп в ДОУ часто наблюдается отставание в развитии двигательных навыков (плохая координация сложных движений, скованность моторики пальцев рук, выраженная замедленность движений), поэтому так важно развивать мелкую моторику детей специальными упражнениями.

Чем более совершенные движения выполняет ребенок, тем успешнее происходит процесс его психического развития. С этой целью целесообразно применять различные сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения с проговариванием, музыкальным сопровождением, логоритмикой.

Согласно выводам Н.А. Фоминой, исследовавшей влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической и особенно логоритмической гимнастикой у дошкольников 5-ти лет с общим недоразвитием речи, было выявлено значительное улучшение речевой функции. Их общий уровень развития речи и ее отдельных составляющих (фонематического строя, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, фразовой речи) оказался выше, чем у их сверстников с аналогичными дефектами речи [8].

Важным средством развития мелкой моторики на физкультурных занятиях в ДОУ являются игровые упражнения с предметами (мяч, мешочки для метания и др.). Мяч можно перебрасывать, бросать, ловить, катать. При действиях с мячом подключаются обе руки. С целью коррекции речевых нарушений игровые упражнения с мячом можно сопровождать речевыми приемами (стихи, речитативы, считалки). Также используется речевое сопровождение на уровне звука.

Так, в игре «Мы с мячом моим вдвоем звуки гласные поем» дети, прокатывая мяч в паре, пропевают гласные звуки, пока мяч катится.

Для тренировки четкого произношения гласных звуков в игре «Стучалочка» дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются с постепенным увеличением числа повторений на один выдох: «А» (одно стучание), «АА» (два стучания мячом) и т.д.

Для автоматизации, например, звука «с» в словах дети стоят по кругу и играют в мяч:  - «Мячик мой, лети высоко! (бросок вверх), по полу беги скорей (катит мяч по полу), скок об пол, смелей, смелей!» (бросок 4 раза об пол).

Речевое сопровождение помогает подчинять движения тела определенному темпу. Громкость речи определяет их четкость и амплитуду. Для детей с отклонениями в развитии речи эффективность проговаривания стихов и других текстов одновременно с движениями проявляется в большей четкости, громкости и эмоциональности речи.

Различные побуждения в процессе физкультурного занятия, подвижной игры: «А кто сделает быстрее, лучше? Кто найдет?» и т.д. активизируют детей и побуждают к высказываниям. Детям с отставанием в развитии речи очень нужна речевая практика, а интерес, эмоции, возбуждение во время физкультурного занятия активизируют детей к произнесению слов [4]. Преимущество подвижных игр перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в игре и точно выполнять ее правила [3].

Формирование интереса детей к занятиям физической культурой соответствует принципам гуманного педагогического процесса, в частности, обеспечению эмоционально-психологического комфорта, в соответствии с которым все формы занятий физической культурой должны обеспечивать не только соответствие нормам двигательной активности, но и создавать каждому ребенку чувство уверенности в своих возможностях, как физических, так и в речевой деятельности, в данном случае.

На физкультурных занятиях для детей с отклонениями речи также необходимо уделять внимание упражнениям на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие дыхания – очень важный этап коррекционного воздействия на детей с речевыми дефектами.  Специальные дыхательные упражнения обычно используются в заключительной части занятия, как для коррекции речевых нарушений, так и для успокоения нервной системы в конце физкультурного занятия.

Таким образом, работая с детьми с нарушениями речи, особое внимание следует уделять их физическому воспитанию.  Использование разнообразных физических упражнений, подвижных игр с задействованием речевого материала, дыхательных упражнений, будет положительно сказываться на результативности коррекции и речевых и двигательных нарушений. Должен быть обеспечен комплексный подход в реализации коррекционного образовательного процесса: и логопед и инструктор по физическому воспитанию должны работать в постоянной взаимосвязи для формирования и коррекции речевых умений и навыков детей.

Список литературы

1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010. – 352 с.

3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина / Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – с. 10-14.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. Учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной: – Москва, АльянС, 2013. – 367 с.

5. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

6. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 112 с.

7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

8. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: автореф. дис. на соиск. ученой степ. доктора пед. наук/ Н.А. Фомина; Майкоп, 2004. — 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Отгадай загадку и найди отгадку»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада  для детей с тяжёлыми нарушениями речи«Отгадай загадку и найди отгадку»...

Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...