Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Шарапова Евгения Дмитриевна

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx19.2 КБ
Файл mnemotablica_pbncb.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Евгения Шарапова
Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников

Ход:

В наше время остается проблема развития речи детей.Она выражается в следующем:

1. Маленький словарный запас детей.

2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.

3. Нарушение звукопроизношения.

4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.

Работу по развитию речи мы продолжаем второй год. В прошлом году работали по методике су-джок.

В этом году мы выявили что внашей группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мы проанализировав несколько методик остановились на мнемотехникеМнемотехника оказывает большую помощь при заучивании стихов. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.

Мнемотехника позволяет

• детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.

• связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

• поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Мнемотаблицы использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов. (вот это можно просто на слайд).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.

В декабре мы раздали детям стихи для заучивания наизусть к новогоднему утреннику, после чего мы услышали от родителей такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». Для оказания помощи родителям в этом вопросе, провели мастер-класс «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов» и дали родителям задания вместе с ребенком нарисовать мнемотаблицу к стиху. И вот что у нас получилось (показ мнемотаблиц).

А так же мы используем мнемотаблицы для заучивания программных стихов,такие как«Огуречикогуречик»«Кораблик» А. Барто, «Как у нашего кота», и т. д., использовали как готовые мнетаблицы, так и сами рисовали вместе с детьми.

Практическая работа:

Мне нужны желающие, кто хочет поработать с мнемотаблицами.

Первой подгруппе нужно нарисовать мнемотаблицу по содержанию стиха.

Второй подгруппе составить стих по мнемотаблице.

Таким образом, использование мнемотаблиц:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Ожидаемые результаты:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возрастаМнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Шарапова Е. Д.

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский

Слайд 3

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . МНЕМОТЕХНИКА - призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 4

МНЕМОТАБЛИЦЫ ИСПОЛЬЗУЮ ДЛЯ: ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОВ; ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА; ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ; ПРИ ПЕРЕСКАЗАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК.

Слайд 5

МНЕМОТАБЛИЦА - это схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд 6

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 7

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Слайд 9

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У ДЕТЕЙ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КРУГ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ; ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТЫ; ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К РАЗУЧИВАНИЮ СТИХОВ, ПОТЕШЕК; СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ВЫХОДИТ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ; ДЕТИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ РОБОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, УЧАТСЯ СВОБОДНО ДЕРЖАТЬСЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников

Развитие речи дошкольника-одна изосновных задач воспитателя. Вот как я это использую в своей работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитат...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

«Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы по теме «Весна»

краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...