«Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы по теме «Весна»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конева Надежда Александровна

краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы  по теме «Весна»

Вид проекта – краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта:  дети старшей группы, учитель-логопед – Самойленко Н.И. воспитатели – Бобылева Н.А; Ващенко Ю.А; педагог дополнительного образования Груздева И.А; родители.

Новизна проекта - конспекты  занятий, мнемотаблицы, комплексный подход.

Технологичность - проект может быть использован другими воспитателями.

Актуальность темы:

Характерными особенностями детей является нарушение лексического и грамматического строя речи, отмечается бедная диалогическая речь,  неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ. Детям трудно построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку.  Кроме речевых нарушений характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это послужило причиной использовать в работе приемы мнемотехники для развития связной речи детей.

Мнемотехника – определяется, как система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развить:

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-связную речь;

-ассоциативное мышление.

Важной особенностью памяти ребенка дошкольника является запоминание с помощью вспомогательных средств, символических рисунков.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться , но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету.»

Актуальность в использовании мнемотаблиц состоит еще в том, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен и обучаем, но для детей логопатов характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, использование символов ускоряет процесс запоминания. Применяя таблицы, учим детей видеть главное, систематизировать знания.

Цель:  Научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи:

 - Развивать память, внимание, образное решение.

- Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

- Обогащать словарный запас.

- Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам и рисованию несложных таблиц.

Предполагаемый результат:

  Развить внимание, память, речь, коммуникативные навыки общения у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы и сроки реализации проекта: март – апрель

№, п/п

Мероприятия на каждом этапе

Сроки

I.Организационный этап

1.

2.

3.

Выбор темы.

Выбор источников информации.

Поиск методов и приемов, работы с детьми.

4 неделя февраля

4.

5.

6.

7

8.

II.Подготовительный этап

Создание информационной среды по теме (подбор литературы, сказки, стихи, загадки)

Проведение бесед, наблюдения

Проведение диагностики детей

Выбор целей и задач

Планирование

1 неделя марта

9.

10.

11.

12.

13.

III.Основной этап

Реализация проекта

Проведение занятий с использованием выбранного метода

Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы»

Викторина « Мнемозагадки».

Дидактические игры по темам.

2 неделя марта (2 раза в неделю)

3 неделя апреля

14.

15.

16.

IV.Заключительный этап

Проведение гостиной для родителей

Презентация проекта

Повторная диагностика

4 неделя апреля

План работы

Месяц

Лексическая тема

Тема занятия

Цели

Задачи

Взаимодействие с родителями

Март

1 неделя

Проведение диагностики детей

Сообщение родителям о начале проекта.

Март

2 неделя

Весна

1. Составление описательных рассказов по теме «Ранняя весна»

1. Расширять представление детей о весне, как времени года.

1. Привлекать родителей к наблюдению вместе с детьми на изменения в природе весной.

Март

3 неделя

«Деревья»

1. Составление описательных рассказов по теме «Деревья» (какие бывают, что нужно для роста, зачем нужны животным, человеку, как человек охраняет деревья);

2.Составление описательных загадок о деревьях с помощью опорных картинок.

1. Дать детям знания о разных видах деревьев;

2. Продолжать упражнять в  составлении описательных загадок, по образцу

1. Продолжать привлекать родителей к наблюдению в лесу или в парке за деревьями, обращать внимание на виды деревьев;

2. Создать книжку – малышку  вместе с ребенком о дереве по выбору.

Март

4 неделя

«Весенняя одежда»

1.Составление описательных рассказов по теме с опорными схемами;

2.Из каких тканей шьют одежду (знакомство с тканями);

3.История о происхождении одежды с использованием мнемотаблиц;

4.Заучивание загадки (о рубашке).

1.Рассказать детям о том, какую одежду носим весной;

2.Дидактическая игра «Из какой ткани сшито»;

3.Рассказать об истории происхождения одежды;

4.Учить детей рисовать таблицы по образцу;

5.Заучивание загадки с опорой на схему.

1.Рассмотреть дома с ребенком одежду, которую надеваем весной;

2.Определить, какая ткань использована для пошива той или иной одежды;

3.Рассказать ребенку, где шьют одежду, где ее продают;

4.Повторить с ребенком загадку о рубашке, найти загадки о других видах одежды, попробовать вместе составить схему;

5.Вместе с родителями составить коллекцию тканей.

Апрель

1 неделя

«Перелетные птицы»

1. Составление описательного рассказа по выбранной картинке с изображением перелетных птиц по опорным картинкам;

3.Заучивание стихотворения

Весенняя гостья (К.Льдов)

1.Рассказать детям о перелетных птицах;

2.Познакомить с жизнью птиц в лесу;

3.Учить пересказывать рассказ используя опорные схемы, нарисованные по образцу или по памяти;

4.Учить составлять рассказ по выбранной картинке с опорой

1.Вместе с детьми закрепить названия перелетных птиц;

2.Найти загадки о перелетных птицах, нарисовать опорные картинки и выучить с детьми;

3.Дидактическая игра «Расскажи какую пользу приносят птицы»;

Апрель

2 неделя

«Дикие животные»

1.Составление описательного рассказа о животных с использование схем;

2.Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»;

3.Пересказ сказки «Рукавичка» с помощью схем.

1.Познакомить детей с жизнью диких животных;

2.Учить составлять описательный рассказ с опорой на схемы;

3.Учить составлять рассказ по сюжетной картине, используя схемы;

4.Учить пересказывать сказку с помощью опорных схем.

1.Закрепить вместе с детьми названия диких животных и их детенышей;

2.Создать страничку о выбранном животном, рассказать ребенку о его жизни;

3.Выбрать загадки о животных, попробовать вместе с ребенком составить схему загадки и выучить ее;

4.Прочитать сказку «Рукавичка», попросить ребенка пересказать ее.

Апрель

3 неделя

«Насекомые»

1. Составление рассказов про насекомых с использование схем.

2.Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, пословиц,

3.Викторина

« Мнемозагадки».

1.Учить составлять рассказ по сюжетной картине, используя схемы;

2.Продолжать заучивать стихотворения, загадки, пословицы по схеме;

3.Развивать зрительную и речеслуховую память.

1.Индивидуальное общение с родителями «Какие

энциклопедии о насекомых будут интересны детям»;

2. рекомендации родителям по организации наблюдений

с детьми за насекомыми;

3. подбор для родителей библиотечки семейного

чтения по теме «Детям о насекомых»;

4. организация выставки совместных детско-

родительских поделок на тему «Мир насекомых»

Апрель

4 неделя

Повторная диагностика детей

Проведение гостиной для родителей

Презентация проекта

Список литературы:

1.С.В.Бойкова.  Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО СПб 2010г.

2.Т.В.Большова. Учимся по сказке. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2005г.

3.Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева.  Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание №6 2004г.

4.С.А.Петухова. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет. КАРО СПб 2009г.

5.Т.А.Ткаченко. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание №10 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....

Занятие по развитию речи в старшей группе тема:"Весна"

Программное содержание:Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами...

Конпект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна -красна.

Конспект занятия раскрывает словарную работу по обогащению, уточнению и закреплению словарного запаса детей, что тесно связано с развитием связной речи....

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....