Конспект занятия "Звуки Д-ДЬ. Буква Д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Светлана Витальевна

Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_konkurs.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

Районный конкурс

для учителей-логопедов и учителей-дефектологов

образовательных организаций Ашинского муниципального района

«Лучшее педагогическое мероприятие»

Тема: «Звуки [ д]-[д’]. Буква Д»

Возрастная категория детей: старшая группа

Выполнила:

Иванова Светлана Витальевна

учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши

высшая квалификационная категория

стаж работы: 14 лет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Аша - 2021

  1. Образовательная область: «Речевое развитие. Обучение грамоте»
  2. Тема занятия: «Звуки [ д]-[д’]. Буква Д»
  3. Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить со звуками [д], [д’], их артикуляцией;
  • совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
  • совершенствовать умение в определении места звука в слове;
  • познакомить с буквой Д.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интерактивная игра «Четвертый лишний», звуковые фишки, зеркала, счетные палочки, песочницы, раскраски.

Предварительная работа: Разучивание физминутки «Веселые мартышки»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети! К нам сегодня пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана...

Кто же это? – ... (обезьяна)

Логопед: Правильно, ребята, обезьяна. Её зовут Дуся. Какой первый звук вы слышите в её имени?

Дети: Первый звук - [д].

Логопед: Дуся очень хочет знать всё об этом звуке.  Поможем ей это узнать?

Дети: Да, поможем.

2. Основная часть.

Логопед: Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала, как стучит дятел по дереву. Предлагаю вам ей показать. Возьмите зеркала. Рот широко открыть, а язычок стучит по «бугорочкам» за верхними зубками, как дятел д-д-д. Молодцы.

Дети выполняют 3 раза.

Логопед: Дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук?

Дети: Нет, не можем.

Логопед: Что нам мешает?

Дети: Нам мешают зубки, язычок.

Логопед: Правильно. Значит, звук какой?

Дети: Звук согласный.

Логопед: Звук [д] звонкий или глухой? Как мы можем узнать?

Дети: Положить руку на горлышко, если звенит – значит звонкий, если нет – значит глухой. Звук [д] звонкий.

Логопед: Звук [д] твердый или мягкий?

Дети:  Звук [д]  твердый.

Логопед: Правильно. В имени нашей гостьи он твердый – Дуся [д], а вот в слове дятел – он мягкий [д’]. Произнесем звук [д’]. Посмотрите в зеркало. Обратите внимание, когда мы его произносим язычок упирается в нижние зубки! Вот чем отличаются звуки друг от друга при произношении. 

Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный?

Дети: твердый согласный – синим цветом, мягкий согласный  - зеленым цветом.

Логопед: Молодцы! Еще раз дадим характеристику звуков:

Дети: звук [д] - согласный, звонкий, твердый, а звук  [д’] – согласный, звонкий, мягкий. Логопед: Теперь Дуся знает про свой любимый звук и знает, как стучит дятел.

Логопед: Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Самый внимательный».  

Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [д’] – зеленую. Возьмите в руки карточки.

Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.

А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.

Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Дусей.

Физ. минутка (музыкальное сопровождение) дети выполняют движения под музыку

Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри! 1-2-3!

Логопед: Молодцы! Проходите и садитесь за столы. Наша гостья очень любознательная, она предлагает вам игру «Эхо». 

Вам нужно точно повторить за мной ряд слогов:

Да – да – до, до – до – ду, ду – ду – да, да – до – ду, ды – до – ду

Ди – ди – де, дю – дю – дё, дё – дё – ди,  дя – ди – де, де – дю – дё

 Логопед: Замечательно справились.

Следующая игра «Скажи наоборот».

Я буду говорить вам слоги с твёрдым звуком [д], а вы мне отвечать с мягким звуком [д’].

ДА – ДЯ      ДО – ДЁ         ДУ – ДЮ       ДЫ - ДИ  

А теперь опять наоборот:

ДЯ – ДА       ДЁ – ДО        ДЮ – ДУ       ДИ – ДЫ

Молодцы!

Дуся предлагает вам сыграть еще в одну  интересную игру «Четвёртый лишний».

Пожалуйста, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран. Назовите предметы, которые изображены на картинках. Определите, во всех ли названиях картинок есть звук [д] или звук [д’]. Подумайте и скажите, какая картинка не подходит к остальным? Объясните, почему вы так думаете?

Логопед: Молодцы. А теперь вспомним правило, чем звуки отличаются от букв.

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед: Правильно. Ребята, посмотрите, это буква Д.

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Логопед: Покажем Дусе, как можно выложить букву Д из счётных палочек.

Подойдите к столам и сконструируйте букву Д.

Дети выполняют. 

Логопед: А теперь мы научим Дусю печатать букву Д на песке, ведь в Африке очень много песка и Дуся сможет дома печатать свою букву Д.

Дети выполняют. 

3. Рефлексия

 Логопед: Молодцы, ребята. Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь она все знает про любимый звук [д]. Но ей пора возвращаться в Африку. Скажем ей «До свидания!»

Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности? Что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают.

Логопед: Ребята, вы все были молодцы, все старались. За ваши старания я вам приготовила интересные задания с буквой Д, которые вы сможете выполнить в группе или дома. (Логопед раздает задания)

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...