Рекомендации к работе по развитию лексики
статья по логопедии

Романова Ирина Петровна

Рекомендации к работе по развитию лексики у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_0.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Задачи и направления работы по развитию речи детей.

Одной из направлений работы по развитию речи связано с усвоением предметной отнесенности слова и его понятийной стороны в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей( мышления, памяти, внимания и др .)

В данном направлении можно выделить следующие приоритетные задачи лексической работы:

1. Расширение объема пассивного и активного словаря.

2. Уточнение  значения слова

4. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Второе направление методической  работы связано с решением языковых задач, с освоением слова, как единицы лексической системы языка.

Ведущими задачами направления являются следующие:

1. Формирование лексической системности и организация семантических полей. ( объединение в общее значение)

3 Уточнение значения слова в контексте.

4. Развитие языкового чутья в области морфологии

Для уточнения контекстуального значения слова, для формирования лексической системности, используются задания на классификацию предметов (по картинкам) и группировке слов (с помощью заданий «Что лишнее?»). Задания на умение сравнивать, классифицировать и обобщать различные аспекты значения слова (предмет, явления, действие, признак и т.д.), осознанно использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые, дикие, домашние животные, морские животные; хищные, водоплавающие и болотные птицы Для уточнения, углубления и разграничения слов и связи между ними используются задания на синонимические и антонимические сопоставления, помогающие раскрыть перед детьми семантическую многозначность слов). Необходимо одновременно использовать синонимы и антонимы.

Следующие ряды заданий

1. Подбор синонимов к словосочетаниям (например: весна идет, снег идет, человек идет – как можно сказать по-другому?)

2. Задания на составление предложений с определенными словами (с существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например: большой – объемный, огромный).

3. Задания на формирование умения выбирать наиболее точные слова из семантического ряда. Здесь большой эффект дают специальные речевые ситуации: если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то каким словом можно сказать про осень? (поздняя, хмурая, промерзлая, дождливая …)

4. Задания на оценивание словосочетаний и предложений по смыслу (правильное и неправильное сочетание слов: Можно ли так сказать? Как сказать по другому?)

5. Сравнение слов, противоположных по значению.

Таким образом, работа над многозначительностью проводится в связи с формированием контекстного компонента значения и в процессе развития синтагматической связи слов.

Некоторые виды упражнений:

* Подбор эпитетов к предмету. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагается детям отгадать, что это: зеленая, - которая растет, кудрявая, стройная, белоснежная, душистая.

* Подбор к предмету действий (глаголов).Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т.п.

Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.

Подбор к действию  объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.

Подбор обстоятельств. Учиться можно как? – Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

* Нюансы смысла слова (составление фраз с близким по значению словом).

(Слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный).  – Предлагается составить с этими словами фразы.

Вставление детьми пропущенных слов.

Воспитатель читает предложения, дети – вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т.д.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала … (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно…(Что делала?). Кошка поймала в саду… (Кого?). Шерсть у кошки…(Какая?), когти …(Какие?). Кошка лежала с котятами…(Где?). Котята играли мячиком …(Как?)

Содержание предложений должно быть не слишком элементарным и не должно затруднять детей.

Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений

* Добавление придаточных предложений.

(Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он заболел. Мишутку отдали в ясли, потому что мама пошла на работу).

* Составление части целого.

(Поезд – паровоз, тендер, платформа, вагоны;

дерево – ствол, сучья, листья, почки и т.д.)

* Упражнение на точность номенклатуры. (применяются, главным образом, в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обуславливают распространенные ошибки: «одеть платье» вместо «надеть» и т.п.).

Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставить их во фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, поет, мяукает, гогочет, лает, крякает, кудахчет и т.д. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

* Составление предложений с определенным словом..

(Петух – Петушок, Петушок - золотой гребешок).

Доктор – Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, нужна ложечка варенья и стаканчик молока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР"

В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую н...

Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....

Методические рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Зима»

В методических рекомендациях представлены серии заданий на закрепление и отработку речевого материала по изучаемой теме  "Зима"...

Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития....

Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития...