Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ермакова Светлана Николаевна

Компьтерные технологии в современной жизни человека. Компьютер и дети-логопаты. Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ,

в условиях ФГОС»

Составитель: учитель-логопед

Ермаковой Светланы Николаевны

2021 г

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ,

 в условиях ФГОС.

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих  трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.

Роль компьютера в жизни современного человека:

  • Источник информации
  • Общение
  • Развлечение
  • Общение
  • Учет и ведение документации
  • Творчество

Компьютер и дети:

  • Стимул для выполнения сложных задач
  • Наглядность и интерактивность (обратная связь)
  • Развитие, отработка и закрепление речевых навыков
  • Умение довести игру до конца
  • Поощрение успехов, указание на ошибку

На сегодняшний день замечено, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1.  Дефицит внимания.

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности. 

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям.

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии,  осуществляется по следующим направлениям:

  

• развитие слухового внимания;

• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

• коррекция просодической стороны речи;

•  развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;

•  уточнение, обогащение и активизация словаря;

•  коррекция и развитие грамматического строя речи;

•  развитие связной речи.

Практика показывает, что трудности современных детей-логопатов в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых  формах нарушения речи.

Интерактивный педагогический портал МЕРСИБО  предлагает набор анимационных игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей. В своей работе я воспользовалось этим набором игр, предварительно изучив их. Осваивая игры диска «Звуковой калейдоскоп», дети научаются:

  • выделять ударный гласный в словах,
  • определять место звука в слове,
  • анализировать звуковой состав слова,
  • соотносить звук и букву,
  • находить заданный звук в слове.

Дети с удовольствием развивают речевой слух с яркими и веселыми героями развивающих игр. В интересной игре поставленная цель будет достигаться быстрее и эффективнее, ведь в финале ребенка ждет победа и награда за труд.

Наряду с играми портала МЕРСИБО я познакомилась с широко известной компьютерной программой «Игры для Тигры». Она предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа разбита на четыре блока: «Фонетика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение».

Хочу представить еще один диск коррекционно-обучющей игры «Баба - Яга учится читать». Это игра, которая подходит, как самым маленьким, так и дошкольников более старшего возраста. Вместе с  Бабой-Ягой  ребенок  не просто может выучить  буквы, но и полюбит  читать!
Красивая мультипликационная  графика, множество задорных и веселых присказок  и  прибауток  в  стихотворной  форме.
В игре есть
букварик  (на каждую букву  - стишок), слогарик и много веселых песенок.
Детей,  успешно  выполнивших  задания, ждет   сюрприз от  Бабы-Яги.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий в работе позволяет сделать вывод, что компьютер становится необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи. 

Для самообразования я активно использую  возможности интернет ресурсов, где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал, звуковые и анимационные эффекты для создания  яркой  презентации.  Стараюсь пройти обучение на семинарах, тренингах, мастер-классах и курсах повышения квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...