Упражнения артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по логопедии

Умёнушкина Мария Олеговна

В данном материале представлены артикуляционные упраженений на разные группы звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука Р и Л

  • Ежедневно рекомендуется выделять не менее 5-7 минут на упражнения, повторять по 3 раза каждое упражнение
  • Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков
  • Правильно подобранное время — уже половина успеха
  • Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения

1.Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.Заборчик - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

3.Трубочка - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

4. Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

5. Качели

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

6. Маляр

Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка

доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он

продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

7. Барабанщик

Улыбнуться,открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

8. Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

9. Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

10.Грибок

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

11. Гармошка

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

12. Лошадка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

13. Автомат

Рот открыт, губы в улыбке.

Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —

сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

14. Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш,Ж,Р,Л

  • Ежедневно рекомендуется выделять не менее 5-7 минут на упражнения, повторять по 3 раза каждое упражнение
  • Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков
  • Правильно подобранное время — уже половина успеха
  • Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения

1.Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.Заборчик - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

3.Трубочка - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

4. Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

5. Качели

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

6. Маляр

Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка

доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он

продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

7. Барабанщик

Улыбнуться,открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

8. Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

9. Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

10.Грибок

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

11. Гармошка

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

12. Лошадка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

13. Автомат

Рот открыт, губы в улыбке.

Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —

сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

14. Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

15.Чашечка

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

16.Пароход гудит

Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Артикуляционная гимнастика для звуков С,З,Ц

  • Ежедневно рекомендуется выделять не менее 5-7 минут на упражнения, повторять по 3 раза каждое упражнение
  • Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков
  • Правильно подобранное время — уже половина успеха
  • Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения

1.Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.Заборчик - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

3.Трубочка - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

4. Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

5. Качели

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

6. Печём блинчики

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении.

7. Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий  передний  край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет до 7.

8. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

9. "Горка"

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать под счет до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные упражнений артикуляционной гимнастики

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с иллюстрациями и краткими комментарияим....

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика

пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и  артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Материал содержит рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Учитывается принцип от простого к сложному, частота и длительность, а также условия выполнения артикуляционных...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....