Проект "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников 5-6 лет"
проект по логопедии (старшая группа)

Григорьева Екатерина Николаевна

Формирование слоговой структуры слова у детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sss.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.

О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

Проблема. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение ССС – это когда нарушается контур слова, т.е. переставляются звуки, слоги, выпущены слоги из слова (тарелка - талерка, сказала – казава, теперь – петерь, февраль – ферваль и т.д.).     Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.                

Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Цель проекта: построение и реализация эффективной системы работы по формированию и преодолению у детей с общим недоразвитием речи слоговой структуры речи, включающей в себя активные методы обучения и приемы.

Сроки реализации проекта февраль 2021 – декабрь 2021 года.

Задачи:

- обобщить передовой научный и практический опыт по проблеме формирования слоговой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием средств языка;

- составить и реализовать перспективное планирование специальных игр и упражнений по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов;

- составить методические рекомендации по реализации данной системы работы, использованию игровых методов и приемов в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие связной речи;

 - доказать на практике эффективность реализуемой работы с применением игровых технологий, включением наглядных  средств обучения.

        Формы работы с детьми:

 - совместная деятельность логопеда с детьми: игры и упражнения на формирование и преодоление нарушений слоговой структуры речи согласно перспективному планированию;

- упражнения и игры по воспитанию выразительности,  ритма и темпа движений на музыкальных занятиях;

 - заучивание стихотворных текстов по принципу «от простого к сложному»;

- заучивание  чистоговорок и скороговорок;         

- подборка игр и упражнений на развитие слухового внимания и слуховой дифференциации слогов для развития речи в группе;

- игровые методы и примеры закрепления правильного произнесения сложных слоговых структур.

    К ожидаемым результатам работы относится:

 Создание система работы по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием средств языка, которую осуществляют во взаимодействии учитель – логопед, воспитатель, музыкальный  руководитель и родители.

  В кабинете логопеда  оформлена картотека игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова.

     Реализация задач осуществляется через подгрупповую и индивидуальную работу с детьми.

    Подобрано методическое обеспечение, составлен перспективный план  для непрерывной образовательной деятельности  с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

Планирование проекта.

I. Подготовительный.

1. Изучение методической литературы по теме. Разработка собственной технологии и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

2. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.

3. Составление плана реализации проекта.

II. Основной.

 1. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с ОНР старшей группы, включающие задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.

2. Работа с индивидуальными тетрадями детей. Подбор домашних заданий, направленных на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.

3. Оформление информационного стенда для родителей на заданную тему.

4. Индивидуальные консультации для родителей по запросу.

5. Проведение консультации и мастер класса для воспитателей.

 III. Заключительный.

 1. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников с ОНР за 2020 – 2021 уч. г.

Практическая часть проекта включает в себя два этапа.

На подготовительном этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Эти игры, во время которых дети учатся на слух узнавать и различать звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты.

Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. Детям предлагаются следующие виды упражнений:

- Слушай и хлопай (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед).

- Считай и хлопай (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке).

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами.

Следующий вид работы на подготовительном этапе -  различные упражнения на:

1. Развитие динамического праксиса  рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)

2. Развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

3. Переключение (продолжи строчку), дети пишут их в тетрадях. Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей  таких пространственно – временных представлений, как:

Начало – середина – конец

Перед – за – после – между

Первый – последний        

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

По рекомендации логопеда Э.В.Рыбиной  для уточнения данных понятий используется русская народная сказка «Репка». Проводится  игра – драматизация сказки и работа над ответами на вопросы:

Кто тянул репку первым?

Кто стоял между бабкой и Жучкой?

Кто стоял за дедом?

Кто прибежал на помощь последним?

Вначале эти понятия уточняются с помощью фигурок настольного кукольного театра «Репка», а затем при непосредственном участии самих детей.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов, усложняются и варьируются. Особое значение на каждом этапе отводится участию не только речевого анализатора, но также слухового, зрительного и тактильного. В начале работы детей учат:

  • Выделять определенный гласный звук из звукового ряда; проводятся игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
  • Правильно артикулировать гласные звуки.

Работа на уровне слога ведется как на непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты.

        Работа на уровне слова начинается с умения отличать  слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова».

При обучении детей делению слов на слоги вначале не требуют от них  никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются делению слов на слоги неосознанно; деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова, которое связывается с одновременным отхлопыванием слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол, подбрасыванием его вверх и т. д.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые  слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти слова, правильно произносятся детьми: например, в работе по автоматизации звука С вначале ребенок проговаривает слоги со стечением согласных, затем с этими слогами слова, а затем слова вводятся в предложения:

СТА – СТО -  СТУ  - СТЫ

Стакан – тесто – ступка – кусты

Стул стоит у стола.

Суп стынет в миске.

Ставьте стакан на место.

При непосредственной непрерывной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов.

С целью  упражнения детей в определении количества слогов в слове проводятся следующие игры:

  1. «Кто в домике живет»
  2.  «Сколько в доме этажей»
  3.  «Посели слово»
  4.  «Кто больше?»
  5. «Придумай начало слова»
  6.  «Составь слог по картинкам»

Заключение.

Учитывая, что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей.

Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры слов, работоспособность.

Литература.

1.Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дефектология" / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др; Под ред. Л. С.Волковой - М: Просвящение, 1989.

2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000.

3. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М.: 1972.

4. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: 1951.

5. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1999.

6. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. М., 1968, с. 67 - 165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....