Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»
проект по логопедии

Свиридова Надежда Ивановна

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать игровые приёмы и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slogi.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект

«Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»

Разработала: Учитель-логопед Свиридова Н.И

Тип проекта - информационно-практический.

По предметно-содержательной области - коррекция и развитие речи.

По продолжительности - долгосрочный

Участники проекта: учитель-логопед, дети

Актуальность разработки проекта:

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений ( автоматизация звуков ).

При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У дошкольника теряется и пропадает интерес к логопедическим занятиям.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию ( «з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит), то слог для дошкольников -весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать игровые приёмы и упражнения.

В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, желание заниматься.

Цель: Подобрать игровые приемы и изготовить специальные пособия для автоматизации звуков в слогах.

Задачи:

- Подобрать и изучить методическую литературу по теме;

- Изготовить пособия, направленные на автоматизацию звуков в слогах;

 - Проверить эффективность применения упражнений и пособий при проведении коррекционно-развивающих занятий.

- Сформулировать результаты и выводы.

Гипотеза:

Использование игровых приемов позволит повысить эффективность этапа автоматизации звуков в слогах.

Предполагаемый результат: 

Использование игровых приемов и пособий позволит решить следующие задачи: 

Ускорить процесс автоматизации звуков;

 ♦ Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе     исправления звукопроизношения;

 ♦ Расширить и обогатить диапазон  игровых  умений и навыков;

♦ Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

♦ Повысить интерес к логопедическим занятиям;

♦ Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

♦ Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

♦ Повысить эффективность коррекционной работы по исправлению звукопроизношения;

Реализация проекта.

Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы

Деятельность учителя-логопеда

1. Выявление проблемы

-Осознание и формулирование проблемы;

-определение цели, задач и продукта деятельности.

2. Организация работы над проектом.

- планирование деятельности (составление проекта)

3.Практическая деятельность по реализации проекта

- Изучение литературы по проблеме;

-Подбор необходимых материалов для изготовления игр и пособий;

- Применение игр и пособий на занятиях с детьми;

4.Презентация продукта деятельности и выбор нового проекта

- Публичный отчет, демонстрация игр, сообщение.

Перечень и описание игровых приемов и пособий

Игровые приемы:

«Доскажи словечко». 

Логопед начинает слово, а ребенок договаривает его заданным отрабатываемым слогом.

Ли (са) , О (СА), Ко (са) и др

«Картинки – половинки»

Логопед кладет на стол одну часть разрезной картинки и начинает слово, ребенок кладет другую часть, составляет картинку и заканчивает слово слогом с автоматизируемым звуком (иг-ла, пи-ла).

«Помоги Незнайке». Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок договаривает последний слог.

1.Са, са, са - у Светы русая ко…

2. Ла, ла, ла - у Милы острая иг…

3. Ша, ша, ша - мама кормит малы…

4. Ра, ра, ра - гуляет в парке детво…

«Говорящие руки».

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение  Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит:  Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

«Раз – шажок, два – шажок».

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

«Телеграмма».

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново.Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Пособия:

«Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги  произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

«Ступеньки».

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

«Волшебная палочка»

Логопед ударяет «палочкой» по  слогу  нужное количество раз и произносит  слоги . Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет  слоги .

«Цветочек»

 Слоги  и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

«Музыкант» или «Программист»

Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный  слог  нужное количество раз

 «Волшебные кнопочки»

Ребенок нажимает на кнопочки (разноцветные картонные кружочки),проговаривая слог.

«Посмотри и повтори».

 Логопед показывает карточку с цифрой, а  ребенок произносит слог заданное количество раз

Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор, завязывать узелки  и т.д.)

«Птичка» разговаривает. (может быть кошка, собачка и др)

Ребенок надевает на руку вязаную игрушку и проговаривает заданный слог.

«Жук»

 На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слоги  и рисуй жуку на спинке кружочки.

«Бабочка»

 Игра может использоваться в процессе работы над любой группой  звуков и слогов. Принцип то же, что и в игре «Жук».

«Ёжик» 

На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкция: Однажды ёжик заболел- у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Повторяй ша,ша и тогда у ёжика вырастут новые иголочки. Ребенок произносит нужный слог и подрисовывает иголки ежу.

«Починим кран»

 На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкция: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала (повтори слоги), и мама могла отдохнуть.

«Цыплёнок»

 На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото.

В статье предлагаются авторские игры для автоматизации звуков....

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Использование наглядно – игровых средств на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников...

Игровые приемы на автоматизацию звуков.

Игровые упражнения направлены на автоматизацию звуков в речи, на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувство ритма....

Использование игровых приемов для автоматизации звуков у детей с ОНР

Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую сл...

Игровые приемы при автоматизации звуков

Описан игровой комплекс для автоматизации звуков....

Консультация "Игровые приемы на автоматизацию звуков в работе с детьми"

В  период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлека...

"Игровые приемы по автоматизации звуков"

Наиболее трудоемкой и продолжительной для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков. Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает инт...