занятие « Путешествие в страну гласных звуков [а][у]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лещева Ольга Анатольевна

Обучение грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1538»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в страну гласных звуков [а][у]»

                        Амелина Татьяна Александровна

Лещева Ольга Анатольевна

        

Москва, 2021

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков»

Задачи:
1)Коррекционно-образовательные
-закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], графические образы букв А,У;
- учить определять гласные звуки в начале и середине слова.
-упражнять детей в делении слов на слоги.

2)Коррекционно-развивающие
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
-формировать пространственную ориентацию.

3)Коррекционно-воспитательная
-
воспитывать умение работать в течение всего занятия, взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.

Оборудование:

Карточки шуты-акробаты, 3 домика с разными окошками, картинки , на которых изображены : 1 слог ( мак , шар, мяч) , 2 слога ( книга, ваза , кубик) , 3 слога ( машина ,картинка, удочка)  ; счётные палочки , сундук.

Ход занятия

Сегодня мы отправляемся в страну гласных звуков. А пригласили нас жители этой страны Арлекин и Урлекин.

Вос-ль: Давайте вспомним: как мы узнаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки легко поются и воздух свободно выходит изо рта, не встречая преграды.

Вос-ль: Перед тем, как отправиться в путешествие, нам нужно подготовиться наш ловкий язычок .Он очень любит поговорить. Вот и сегодня язычок проснулся, захотел выглянуть изо рта, посмотреть с кем можно поболтать.

                      Логопедическая гимнастика «Язычок

Язычок поворочился с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую.

Затем он попытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю.

Зубки даже немного покусали язычок.

Наконец язычок высунулся изо рта

И всем показался: «Вот я, такой длинный и красивый язычок!»

Смотрит по сторонам, ищет, с кем бы поговорить.

Но наш язычок был вежливым и первое слово, которое он сказал, было…Здравствуйте!

Вос-ль: Все готовы к путешествию?

Вос-ль: Раз, два ,три вокруг себя обернись , в стране звуков очутись  
( на мольберте появляются шуты-акробаты )

Вос-ль: В стране гласных звуков живут шуты-акробаты. Давайте с ними познакомимся: Арлекин, Урлекин, Ырлекин, Ирлекин, Орлекин. Они так веселились, что разбежались в разные стороны. Я расстроилась, так как потеряла своих друзей Арлекина и Урлекина. Помогите мне их найти. Давайте вспомним песенку этих шутов-акробатов.


Мы веселые ребята,
Любим петь и танцевать.
Звуки наши всем знакомы,
Просим их пропеть для нас:
А-а-а-а-а-а-а, У-у-у-у-у-у-у.

Ребята, надо их позвать!

Вос-ль: Давайте позовем их тихо

Дети: Ау (тихо)

Вос-ль: А теперь громче

Дети: Ауууу


Дети: Ау!

Вос-ль: Сколько звуков мы услышали?

Дети: Два звука.

Вос-ль: Назовите первый звук.

Дети: звук [а].

Вос-ль: Назовите второй звук.

Дети: Звук [у].

Вос-ль: Какие это звуки?

Дети: Гласные.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Вос-ль: Проходите за стол с красным флажком.

Вос-ль: У шутов на костюмах есть обозначения звуков, с которых начинается их имя. Найдите, с какого звука начинается имя Арлекино.

Дети: Имя Арлекино начинается со звука [A]

Вос-ль : Давайте найдем его среди других шуток .Чтобы он больше не потерялся , поселим Арлекина в домик в правом нижнем углу.

Вос-ль: А какой первый звук у Урлекино ?

Дети: Звук [у]

Вос-ль: Найдите Урлекино и поселите его в домик в левом верхнем углу, и остальных в домик по середине.

Вос-ль: А теперь давайте проверим, правильно ли мы расселили шутов-акробатов.

Вос-ль: Ох уж эти шуты. Они сломали звук в телевизоре и сказали, чтобы я отгадала, что говорит ведущий. Помогите мне разгадать : для этого нужно узнать по губам, что говорит ведущий.

Дети: звук [А]

Вос-ль:  звук  [А]
-рот широко открыт
-язычок спокойно лежит в ротике
-воздух проходит свободно  
-мы можем этот звук петь

Вос-ль: звук [У]
-губки вытянуты вперед трубочкой
-зубки не смыкаются

Вос-ль: Молодцы , ребята. А теперь давайте сами превратимся в Арлекина и Урлекина.

                                         Физкультминутка

Мы ведь те же акробаты,
Также можем танцевать,
Веселиться и играть.
Что же стоит нам с тобою
Просто букву показать. Стоят, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.
Поставить ноги на ширину плеч, приподняться на носки и произнести протяжно «А-а-а».
Мы на многое способны,
Мы решительны, стройны,
Даже букву У покажем,
Мы ведь просто молодцы! Пятки вместе, носки врозь. Указательным и большим пальцами левой руки взяться за мочку левого уха. Произнести «У-у-у».

Вос-ль: Ребята, шуты-акробаты были в городе на ярмарке. Накупили себе много подарков, но положили всё в один сундук и теперь не могут разобраться где чьё.

Дети: Да

Вос-ль: Я предлагаю подойти к сундуку. Каждый возьмёт себе по одной картинке и присядет на своё место за стол с красным флажком.

Вос-ль: Посмотрите внимательно на домики. Они одинаковые.

Дети: Они отличаются количеством окон в домике.

Вос-ль: Молодцы, ребята. Количество окон в домике обозначает количество слогов в слове. Вам нужно положить картиночку к домику с нужным количеством слогов.

Вос-ль: А теперь вспомните, какие картинки у вас были и составьте с ними предложение.

(Дети составляют предложения. Говорят, сколько слов в предложении получилось.

Вос-ль: Ребята Арлекин и Урлекин хотят с вами поиграть. Выходите на коврик в круг.

Упражнение «Хлопай-топай»

1)Я буду называть слова, если вы услышите звук [y] в начале слова, вам необходимо хлопнуть в ладоши. Если услышит его в конце слова, то топайте.

(укроп, ау, утка, кенгуру, утюг, уши, удочка улитка, усы)

2)А теперь будем ловить звук [a] в начале слова-хлопаем в ладоши, в конце слова топаем.

(кукла, ваза, ананас, книга, арбуз, кошка, автомобиль, игра, алфавит, аист, лейка, белка)

Вос-ль: Молодцы.

Вос-ль: Ребята, Арлекину и Урлекину понравилось играть с вами. Поэтому они предлагают нам сыграть в ещё одну игру. Пройдите к столам с зеленым флажком.

Вос-ль: Какими буквами мы обозначаем звуки [а] и [у] ?

Дети: Буквами А и У

Вос-ль: Буквы-это портреты наших звуков. Давайте выложим букву У из счётных палочек. Сколько вам понадобится палочек?

Дети: Ответы детей

Вос-ль: Молодцы! Все справились!

Вос-ль: Ребята, мы замечательно повеселились в стране гласных звуков с Арлекином и Урлекино. Но пришла пора прощаться. Мы обязательно ещё сюда вернемся.

Вос-ль: Закройте глазки и повторяйте: «Раз, два, три вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Вос-ль: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Дети:  В стране гласных звуков.

Вос-ль: С кем вы играли в этой стране?

Дети: С Арлекино и Урлекино.

Вос-ль: Во что вам понравилось играть больше всего?

Дети: Ответы детей.

Вос-ль: Арлекин и Урлекин в знак благодарности за то, что вы с ними поиграли прислали вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ» КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности воспитателя. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую фо...